Регулирование деятельности кластеров

Достижение успеха при развитии кластера – является совместной задачей всех участников процесса: органов власти соответствующего уровня (федерального, регионального – в зависимости от масштаба кластера и существующих задач по его развитию), бизнес сообщества (крупные компании и субъекты малого и среднего бизнеса), и научно-образовательных учреждений. Каждая структура вносит свой вклад в общее дело и способствует получению положительных результатов.

Базовые принципы кластерной политики в Российской Федерации были установлены в 2008 г. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. В ней одним из ключевых условий модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала российских регионов определено формирование кластеров, ориентированных как на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях, так и на переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий.

Ключевые направления развития кластеров со стороны основных проводников этой политики, Минэкономразвития и Минпромторга России, определены Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 года и Законом о промышленной политике в Российской Федерации.

В России разработана и действует Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. Данная концепция предполагает создание и активизацию новых факторов экономического роста, таких, как ускоренное распространение новых технологий в экономике, развитие высокотехнологичных производств и совершенствование институциональной среды. Одним из наиболее эффективных инструментов достижения этой цели концепции является кластеризация экономики.

Так, в данной Концепции определены инновационные и социальные направления долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе:

  • формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6 – 8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
  • формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий.

На необходимости поддержки кластерных инициатив акцентирует внимание и «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». В ней определены важнейшие задачи долгосрочного и среднесрочного развития России, среди которых динамичное инновационное развитие экономики страны. Согласно стратегии, органы государственной власти будут содействовать развитию кластеров, которые приведут к росту конкурентоспособности бизнеса, повышению спроса на инновации, новые технологи, ноу-хау, к снижению трансакционных издержек.

В соответствии с указом Президента от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» государственные программы должны разрабатываться и корректироваться в увязке с формируемыми приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.

Государственные программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» и др. также подчеркивают необходимость развития кластеров.

Помимо этого, в 2008 г. Министерством экономического развития Российской Федерации была принята «Концепция кластерной политики в Российской Федерации» и «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации».

Согласно Министерству экономического развития, в 2013-2015 годах 26 кластеров, входящих в программу, получили 98 млрд. рублей из бюджетов различного уровня, а также 362 млрд. рублей внебюджетных инвестиций. Минэкономразвития субсидирует кластерные проекты с 2013 года.

Первоначально субсидии составляла 1,3 млрд. рублей, в 2014 году увеличилась до 2,5 млрд. рублей, однако в 2015 году в связи с сокращением бюджетных расходов уменьшилась вдвое. Около 70% средств, выделяемых в рамках субсидий, направляется на развитие инфраструктуры кластеров. В 2015 году, по данным Министерства, кластеры, включенные в программу, выпустили продукции на сумму около 2 трлн. рублей – на 0,5 млрд. рублей больше, чем в 2014 году.

Важными институтами, помогающими в реализации инновационной политики, становятся технологические платформы и инновационные территориальные кластеры. Государство проводит кластерную политику, на конкурсной основе оказывая поддержку созданию и развитию территориальных кластеров в целях интенсификации механизмов государственно-частного партнерства.

При реализации кластерной политики происходит развитие конкурентных преимуществ участников бизнеса благодаря эффективному взаимодействию предприятий, что связанно с их территориально близким географическим расположением, расширением доступа к современным технологиям, инновациям, нововведениям, специальным услугам и высококвалифицированным сотрудникам, сокращениям транзакционных затрат, а также с осуществлением совместных проектов.

Формирование и совершенствование деятельности кластеров представляет собой эффективный механизм, с помощью которого привлекаются прямые иностранные инвестиции, происходит интеграция кластеров РФ в мировой рынок высокотехнологичной продукции.

Это позволяет существенно повысить уровень социально-экономического развития, поднять уровень национальной технологической базы, а также увеличить скорость экономического развития благодаря повышению конкурентоспособности компаний, которые входят в состав кластера, на международном рынке; ускоряет приобретение и внедрение новых технологий, оборудования и получение доступа к современным методам управления.

Для того чтобы расширить использование финансовых и имущественных механизмов поддержки кластеров Министерство экономического развития РФ обеспечивает использование перечисленных ниже механизмов:

  • обеспечить интеграцию кластерного подхода в отраслевые и секторальные стратегии развития, формируемые субъектами РФ, а также в ведомственные и целевые программы;
  • подготовить изменения правил по предоставлению поддержки малого бизнеса, что предполагает под собой распространение и внедрение различных механизмов гос. поддержки, с учетом положений Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ;
  • разработать меры по государственной поддержке развития промышленных зон и технопарков;
  • разработать меры по совершенствованию механизмов субконтрактации и помощи российским предприятиям и организациям при внедрении системы менеджмента качества, для того чтобы усовершенствовать цепочки добавленной стоимости;
  • разработать конкурсные механизмы финансовой поддержки для того чтобы создать общедоступные центры в инновационных кластерах с доступом к научному оборудованию и возможности реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в тематике, что предлагается бизнес-сообществом, в финансовых пределах, предусмотренных и утвержденных федеральными государственными программами;
  • совершенствовать механизмы конкурсной основы прикладных разработок и проектов частного и государственного сотрудничества в сфере инновационных технологий и профессиональных образовательных программ, которые обеспечивают устойчивое положение развивающихся кластеров.

Еще одним значительным этапом кластерной политики необходимо отметить Приказ Минэкономразвития России от 27.06.2016 N 400 «О приоритетном проекте Минэкономразвития России “Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». Результат – формирование не менее 5 инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня.

В настоящее время, в рамках реализации кластерной политики, Минпромторгом России отрабатываются организационные, нормативно-правовые и методические подходы к стимулированию создания и развития промышленных кластеров. Постановлением Правительства России № 779 от 31 июля 2015 года определены требования к промышленным кластерам, претендующим на применение мер государственного стимулирования и закрепляются организационные процедуры подтверждения статуса промышленного кластера.

С 13 августа 2015 года все российские промышленные кластеры согласно постановления Правительства РФ от 31.07.2015 N 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» должны соответствовать четким требованиям. Только в этом случае они смогут рассчитывать на получение государственной поддержки.

Среди этих критериев есть как организационная, так и структурная составляющая. В частности, в структуру промышленного кластера обязательно должно входить высшее или средне-специальное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов для организаций кластера.

В кластере должно быть не менее десяти предприятий. Эти предприятия должны быть расположены в территориальной близости и находится в функциональной зависимости по отношению друг к другу.

Кроме этого, одним из этих десяти предприятий должен быть банк, другим – учебное заведение, не менее семи промышленных производственных предприятий и одна управляющая компания. Именно такая структура, по мнению чиновников, способна обеспечить эффективное и прозрачное функционирование промышленного кластера.

28 января 2016 года Правительство России Постановлением № 41 утвердило правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения. Постановление было подготовлено Минпромторгом России в соответствии с Федеральным законом № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О промышленной политике в Российской Федерации».

В соответствии с данным Постановлением субсидии будут предоставляться по результатам проведения отбора при соответствии проекта промышленного кластера ряду критериев. В частности, к пятому году с начала реализации он должен обеспечить 15-ти процентный рост числа высокопроизводительных рабочих мест, а также достижение одного из предусмотренных правилами целевых показателей.

Ключевые из них – снижение затрат на закупку комплектующих у сторонних организаций (в том числе зарубежных производителей), и увеличение доли компонентов конечной продукции кластера, произведенных организациями-участниками кластера.

Основные этапы ре лены на рис. 2.

Регулирование деятельности кластеров

На сегодняшний момент поддержка государства по развитию кластеров и их территорий расположения определяется также рамками некоторых программ федерального уровня, таких как:

  • программа помощи по развитию малого и среднего бизнеса Минэкономразвития РФ (предоставление субсидий на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего нимательства в научно-технической сфере);
  • программа реализации проектов совершенствования пилотных инновационных кластеров Минэкономразвития РФ (программа определяет порядок предоставления субсидий для обеспечения функционирования организаций, которые осуществляют методические, организационные, экспертно-аналитические и информационные методы совершенствования территориальных кластеров, предоставление субсидий для профессиональной переподготовки, повышения квалификации и проведения стажировок сотрудников предприятий участников по направлениям реализации программ, в том числе за рубежом, предоставления субсидий, направленных на консультацию предприятий-участников по вопросам разработки инвестиционных программ в сфере инноваций, предоставление денежных средств территориям, на которых расположены кластеры, объектам инфраструктуры;
  • программы государственных институтов развития, которые способствуют созданию нано-технологических центров, таких как Фонд инфраструктурных и образовательных программ, ОАО «РВК» и поддержка создания и развития инновационных компаний, к которым относится Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
  • программы Министерства образования и науки РФ, направленные на реализацию проектов развития ведущих университетов страны (создание современной инфраструктуры, программы поддержки инжиниринговых центров;
  • мероприятия и программы Министерства промышленности и торговли РФ (поддержка определенных компаний, инжиниринговых центров, технопарков), Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (создание технопарков в сфере высоких технологий) и др.

В рамках повышения эффективности деятельности территориальных кластеров необходимым условиям является создание благоприятной среды для взаимодействия участников кластера, генерирования новых идей, реализации совместных проектов и привлечения финансирования.

Кластер как одна из форм локализации организаций предполагает наличие управляющей организации кластера, основной ролью которой является создание такой благоприятной среды.

Регулирование деятельности кластеров

С 2010 г. Министерство экономического развития России предоставляет субсидии регионам для создания и функционирования центров кластерного развития как одного из инструментов поддержки малого и сред него предпринимательства. Подобные центры созданы в Самарской, Томской, Калужской, Астрханской, Пензеской, Воронежской, Курганской областях, республиках Татарста других регионов.

Центр кластерного развития – юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, которое относится к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства и одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации (в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2015 г. №167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Центры кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства создаются в целях выявления кластерных инициатив, принятия решений по координации и контролю проектной деятельности, которые обеспечивают развитие инноваций в кластерах субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличивают уровень конкурентоспособности региона размещения кластеров и координационное взаимодействие участников между собой.

В рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства за период с 2010 года по 2016 год в 29 субъектах Российской Федерации созданы центры кластерного развития, включая Томскую, Новосибирскую, Иркутскую, Кемеровскую, Курганскую, Омскую области, Алтайский и Красноярский края.

На цели поддержки центров кластерного развития из средств федерального бюджета за этот период было выделено почти 893 млн. рублей. Общее количество кластеров, курируемых центрами кластерного развития, составило более 70, из них 11 кластеров входят в перечень пилотных инновационных кластеров.

Роль Центра кластерного развития заключается в осуществлении оперативного управления деятельностью кластеров, которое включает:

  • предоставление маркетинговых услуг (формирование и актуализация реестра мероприятий исходя из отраслевой специфики кластеров, распространение информации о мероприятиях; посещение ключевых отраслевых мероприятий на российских и международных выставочных площадках; проведение информационных мероприятий в СМИ по освещению направлений деятельности территориальных кластеров, перспектив их развития и результатах реализации кластерных проектов; разработка и продвижение зонтичных брендов региональных кластеров);
  • организацию специализированных тренингов, реализацию программ повышения квалификации, проведение образовательных семинаров с привлечением специалистов;
  • организация выставочно-ярмарочные и коммуникативные мероприятия в сфере интересов организаций-участников территориальных кластеров, а также содействовать их участию в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых на территории РФ и за рубежом;
  • разработку и проведение мониторинга инновационного, научного и производственного потенциала территориальных кластеров, актуализация программ развития кластеров;
  • экспертное и организационное сопровождение кластерных проектов: инфраструктурных, инвестиционных, а также проектов, находящихся на стадии НИОКР (с использованием механизмов экспертных советов и проектного офиса);
  • подготовку в целях реализации совместных кластерных проектов бизнес-планов, технико-экономических обоснований, маркетинговых исследований, инвестиционных предложений, а также презентационных материалов;
  • оказание поддержки предприятиям-участникам кластеров в выходе на новый рынок товаров и услуг;
  • консультирование участников кластера по подходящим и доступным видам поддержки со стороны Центра кластерного развития.

В ноябре 2014 года создан Центр кластерного развития (ЦКР) СанктПетербурга как структурное подразделение АО «Технопарк СанктПетербурга». Его целью является создание условий для формирования и развития территориальных кластеров, координация кластерных проектов.

ЦКР выступает связующим звеном между бизнес-сообществом, общественными, научными и образовательными организациями, органами власти и финансовыми институтами, основными задачами которого являются:

  • обеспечение кооперации участников территориальных кластеров и межкластерного взаимодействия;
  • координация проектов субъектов малого и среднего предпринимательства,
  • являющихся участниками территориальных кластеров;
  • мониторинг развития кластерной среды Санкт-Петербурга.

По итогам 2017 года ЦКР Санкт-Петербурга курирует 12 территориальных кластеров, участниками которых являются 619 компании, в том числе 432 МСП. Распределение кластеров по представлено на рис.3. количеству участников ЦКР является инструментом для оказания мер поддержки со стороны государства для кластеров.

Центр кластерного развития Санкт-Петербурга осуществляет предоставление мер государственной поддержки для городских кластеров в рамках:

  • Программы поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны Минэкономразвития России, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №316.
  • Региональной программы поддержки развития территориальных кластеров со стороны правительства Санкт-Петербурга, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 №495.

Регулирование деятельности кластеров

В современных условиях кластерная политика развивается в следующих направлениях:

  • поддержка совместных проектов участников кластеров вместо субсидирования отдельных предприятий;
  • поддержка кластеров в возникающих индустриях, содействие их ориентации на поиски уникальных ниш на рынках будущего;
  • стимулирование межкластерного взаимодействия, формирование кросс-кластерных проектов и рынки;
  • смещение акцентов с развития отдельных кластеров в регионе к
    управлению портфелем кластеров, находящихся на разных стадиях развития.

Во многих странах Европейского союза, где программы поддержки кластеров были инициированы на десятилетие раньше, чем в России, созданы несколько крупных профильных организаций. Среди них – Europe- an Cluster Policy Group, European Cluster Alliance, Smart Specialization Platform, European Secretariat for Cluster Analysis, European Foundation for Cluster Excellence, European Cluster Collaboration Platform, European Cluster Observatory.

Основными сферами их деятельности выступают совершенствование государственной политики и программ, направленных на развитие кластеров, а также повышение уровня управления кластерами, включая создание специализированных образовательных программ, разработку стандартов, развитие профессиональных ассоциаций.

Так, например, процедуру бенчмаркинга, а также процедуру оценки кластеров на предмет соответствия золотому, серебряному или бронзовому стандартам управления проводит Европейский секретариат кластерного анализа (European Secretariat for Cluster Analysis). По состоянию на 13 июня 2015 г. процедуру бенчмаркинга прошли 814 кластеров из 38 стран20, из них 16 соответствуют серебряному стандарту, 51 – золотому и 747 кластеров – бронзовому. В марте 2015 г. четыре российских кластера также получили бронзовый лейбл.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)