Логистика кластеров в системе мезологистики

Термин «мезологистика» активно упоминается в научной литературе последние пятнадцать-двадцать лет. Мезологистика изучает логистическую деятельность как корпоративных структур, так и экономических регионов, поскольку и корпорации, и регионы образуют так называемую «логистику среднего звена», т.е. мезоуровень логистики. Таким образом, мезологистика включает в себя корпоративную логистику и региональную логистику (рис. 4).

Логистика кластеров в системе мезологистики

Корпоративная логистика есть не что иное, как форма функционального менеджмента, которая с одной стороны позволяет обеспечить эффективность текущей хозяйственной деятельности, то есть является средством достижения оперативной эффективности бизнеса, с другой стороны, это область мезологистики, управляющая логистическими потоками корпораций, учитывающая интенсивность и сложность товарно-материальных потоков и рыночных трансакций корпоративных структур, и призванная решать проблемы формирования стратегических конкурентных преимуществ.

Корпоративная логистика позволяет организовывать логистическую систему корпорации вне зависимости от географического положения предприятий. Практика свидетельствует о том, что современные корпорации пребывают в состоянии непрерывного изменения, обусловленного экономической целесообразностью функционирования и развития в условиях, складывающихся в том или ином районе деятельности и в конкретный период времени.

Такие изменения происходят чаще всего посредством слияний (поглощений), приводящих к созданию связно-диверсифицированных компаний, реже – посредством разукрупнения с выделением специализированных компаний. Укрупнение компаний значительно усложняет менеджмент.

Известно, что ранее существовавшие отраслевые сырьевые компании управлялись в основном путем распределения и перераспределения финансовых потоков, сегодня же корпоративная логистика требует сочетания разных функций, включая наряду с координацией финансовых потоков управление материальными (товарными), сервисными и другими потоками.

Интересно
Региональная логистика предполагает территориальный подход к построению мезологистических систем и включает в себя логистику кластеров и сити-логистику. «Кластерная экономика» получила широкое распространение в конце прошлого века (в 1990-е годы) и строится по принципу географического положения однопрофильных или взаимодополняющих производителей.

Кластеры, согласно М.Портеру, представляют собой сконцентрированные по географическому признаку группы промышленных компаний и связанных с ними организаций (финансовых, торговых, исследовательских и т.д.), характеризующихся общностью экономических интересов и взаимодополняющих друг друга.

Теорию формирования кластеров можно рассматривать в качестве системного интегратора важнейших элементов общей теории региональной экономики, генетические корни которой можно найти в работах таких зарубежных исследователей, как А. Вебер, У. Изард, А.Леш, Э. Хэкшер, а также отечественных экономистов Н.Н. Колосовского, Г.М. Кржижановского, В.С. Немчинова, А.Г. Гранберга и других.

Концепция кластера представляет собой перспективный инструмент для развития экономики региона, формирующий новый взгляд на роль региональных органов власти и предпринимательских структур, стремящихся к повышению своей конкурентоспособности. Применение кластерного метода наиболее актуально именно на региональном уровне ввиду необходимости установления тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторую территориальную локализацию.

Для развитых кластеров характерно наличие и вертикальных (покупатель – продавец), и горизонтальных (общие потребители, технологии производства, каналы распространения товаров) связей и потоков. Таким образом, конкурирующими субъектами рынка выступают не отдельные предприятия, а кластеры, логистически интегрированные по всем видам издержек.

Географические границы кластера отражают экономические реалии и не обязательно совпадают с административными и политическими границами. В то же время «его географические границы, способствующие межличностным контактам и тесному взаимодействию агентов рынка, стимулируют накопление социального капитала, критическая масса которого составляет фундамент инновационного развития».

Что касается сити-логистики (логистики города), то здесь мезологистическая система совпадает с административной границей крупных городов. Исторически отдельные подсистемы в городе (администрация города, транспорт, здравоохранение, образование, торговля и др.) пытаются самостоятельно решать свои проблемы. Однако, как известно, оптимизировать по локальным подсистемам всю систему нелинейной природы нельзя.

Нужно учитывать множество факторов. Такую задачу может выполнить лишь «городская логистика» (англ. City logistics, нем. City-Logistik), поскольку лишь она способна скоординировать многочисленные цепочки деятельности, минимизировать затраты.

Задачи “сити-логистики” чрезвычайно широки и многообразны: от регулирования дорожного движения и автоматизированного управления светофорами, позволяющего распределять транспортные потоки крупного города, до систем управления инфраструктурой товарных рынков, образованием и медицинским обслуживанием.

Логистика города уже широко используется во многих странах мира. Там расположены и необходимые институты, которые проводят международные научно-практические конференции. Имеются и соответствующие директивы ЕС по городской логистике.

Городская логистика фактически является конкретной формой проникновения логистического менеджмента во властные структуры. Управление всеми подсистемами города осуществляется «Городским логистическим центром» (ГЛЦ).

ГЛЦ состоит из информационно-аналитического центра и автоматизированного сервисного центра. Он исполняет роль головного объекта и осуществляет связь с подобными ГЛЦ других городов, сходных по параметрам управляемому городу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)