Жизненный цикл кластера

Так как опыт у российских организаций небольшой, поэтому российским кластерам иногда приходится опираться на опыт соседей из ЕС.

Эксперты Европейской комиссии по наблюдению за развитием малых и средних предприятий после анализа различных типов кластеров разработали схему развития «идеального» регионального кластера, включающего в себя шесть стадий, к которым прислушиваются российские кластеры:

  • образование фирм-пионеров на основе местных специфических навыков производства;
  • создание системы поставщиков и специализированного рынка рабочей силы;
  • образование новых организаций (часто правительственных) для оказания поддержки фирмам, работающим в кластере;
  • привлечение в кластер внешних отечественных, а затем и иностранных фирм, высококвалифицированной рабочей силы как стимулов для организации новых кластерных фирм;
  • создание неявных активов (знаний) между фирмами, которые стимулировали бы диффузию инноваций информации и знаний;
  • возможный период упадка кластера из-за исчерпания своего инновационного потенциала и закрытости для внешних инноваций.

По сути данные стадии отражают жизненный цикл кластера. Любой кластер проходит определенные стадии развития. Они могут быть различными, их динамика может меняться.

Но существует внутренняя логика процесса жизнедеятельности кластера, которая позволяет определить наиболее общие стадии его развития: зарождения, роста, зрелости и упадка:

Стадия зарождения. На стадии зарождения можно говорить о потенциальном кластере, или протокластере. Протокластер – совокупность двух и более организаций в одной отрасли, связанных отношением территориальной близости и кооперации в области производства товаров и услуг, не имеющие официально созданных органов управления кластером.

Центр кластерного развития Санкт-Петербурга выделяет критерии отнесения субъектов кластерной среды (табл. 7.).

Жизненный цикл кластера

На данной стадии возможны два варианта развития событий: либо кластер может не сформироваться вовсе по причине уменьшения числа компаний из-за банкротства или экономических потрясений; либо же кластер может перейти на следующую стадию роста.

Для осуществления последней возможности количество фирм и работников должно достигнуть критической массы, при которой фирмы смогут получить преимущества перед аутсайдерами за счет эффекта синергии от взаимодействия неоднородных компаний и других кластерных эффектов.

Процесс может ускориться сближением технологий существующих компаний, которое побудит их к сотрудничеству. Изначально увеличение числа компаний происходит за счет открытия материнскими компаниями дочерних предприятий в той же технологической области или за счет стартапов.

Стадия роста. На стадии роста количество предприятий растет, благодаря концентрации предприятий в регионе складывается специализированный рынок труда и специализированный рынок капитала. Формируются отношения между компаниями в форме социальных и инновационных сетей, формируется инфраструктура кластера.

Стадия роста наиболее благоприятна для эксплуатации неоднородности, которая максимальная на этой стадии, а достижение критической массы компаний и работников позволяет ее оптимально использовать. Однако технологический путь становится все более узким. Причины для этого следующие.

Фирмы ориентируются в своих стратегиях в первую очередь на ближайших конкурентов, изучая их поведение, спрос на их товары. Более того, благодаря быстрому распространению знаний внутри кластера, социальным сетям, информация о новых технологиях, практиках управления, спросе на товары очень скоро становится достоянием резидентов. А так как компании стараются применять наиболее перспективные технологии, они все больше и больше в технологическом плане сближаются друг с другом.

Неоднородность уменьшается. Но на стадии роста это создает большие возможности для взаимодействия компаний, проведения совместных НИОКР в общей технологической сфере, лоббирования интересов кластера, развития совместными усилиями инфраструктуры.

Стадия зрелости. На стадии зрелости количество компаний более или менее стабильно, инфраструктура кластера и сети сложились, неоднородность технологий убывает, но еще поддерживается контактами с фирмами и институтами из других регионов. Кластер оказывает сильное влияние на регион и даже может стать доминирующей структурой в регионе, генерируя большую часть ВВП.

Однако, если неоднородность не удается поддержать на должном уровне, кластер приходит в упадок. Но кластер на стадии зрелости может быть и обновлен, тогда снова наступает стадия роста. Этому, как правило, способствует повышение неоднородности, которого можно достигнуть обновлением технологической области кластера с помощью радикальных инноваций.

Стадия упадка. На стадии упадка количество фирм и работников сокращается из-за банкротств, слияний и поглощений, стартапы очень редки. Инновации возможны, но это обычно инновации в уже изжившем себя направлении технологий. Кластер как бы ограничен своим изначально успешным технологическим путем. Социальные сети и инфраструктура кластера замкнуты на себе и не способны принимать новые знания, генерируемые за пределами кластера.

Интересно
В итоге, кластер теряет способность реагировать на шоки внешнего мира, а резиденты становятся неконкурентоспособны по сравнению с аутсайдерами. Тем не менее, фирмы внутри кластера благодаря сильным связям еще способны совершать эффективные совместные действия и лоббировать интересы.

Существуют три варианта дальнейшего развития событий. Кластер может постепенно исчезнуть. Но он может и обновиться, если удастся увеличить неоднородность за счет новых технологий, созданных стартапами или привлеченных из других регионов или даже отраслей, но, тем не менее, связанных с текущими.

Третий вариант – более радикальное обновление, или переход в совершенно другую технологическую область с переориентацией сложившейся инфраструктуры и привлечением новых агентов. Изменения неоднородности и размера кластера в зависимости от стадии жизненного цикла представлены на рис. 9.

Жизненный цикл кластера

Специалисты отмечают, что жизнеспособный, успешный и эффективный кластер способен состояться при наличии 5И:

  1. Инициатива – инициативные и влиятельные люди из числа предпринимателей, из структур власти, из общественных организаций, учебных заведений, способные своим авторитетом, умом, организаторскими способностями и знаниями сплотить, заинтересовать и на деле доказать полезность кластеров как для самих их членов, так и для региона.
  2. Инновации – новые технологии в организации производства, сбыта, управления, финансирования, способные открыть новые возможности в конкурентной борьбе.
  3. Информация – доступность, открытость, обмен знаниями, создание баз данных, позволяющих получать преимущества в доступе к рынкам предметов труда, сбыта и т.п.
  4. Интеграция – использование новых кластерных технологий сотрудничества фирм на отраслевом и территориальном уровнях науки и органов власти.
  5. Интерес – основное условие жизнедеятельности предпринимательской или общественной структуры, которое обязательно предполагает наличие заинтересованности участников кластерных объединений и получение ими определенной экономической выгоды.

Деятельность (совместный проект или портфель проектов, или программа действий) различных стейкхолдеров (физических лиц, инициативных групп и организаций) по созданию или развитию кластера, функционирующего в рамках отраслевой или межотраслевой цепочки ценностей называется кластерной инициативой.

Другими словами, можно сказать, что кластерные инициативы – это проекты, выдвигаемые организованными усилиями бизнеса, властей и/ или научных организаций в целях совместных действий по созданию, развитию и усиления конкурентоспособности кластера.

Кластерная инициатива может быть инициирована как в рамках кластерной политики региона или страны, так и исходя из фактической деятельности её стейкхолдеров, формирующих стратегические приоритеты по созданию или развитию кластера.

В настоящее время кластерные инициативы стоят в центре множества государственных программ стимулирования инноваций и экономического роста во многих странах и регионах мира, в частности в Японии (программы METI и MEXT), США (i6 Challenge), Герма нии (Spitzencluster), Франции (Pôle de Compétitivité), Швеции (VINNVÄXT), Чили (программа чилийского института развития CORFO) и др.

Анализируя примеры реализации кластерной политики за рубежом, можно выделить несколько моделей кластеров:

  • европейская модель предполагает концентрацию конкурирующих компаний в пределах одной географической области, которые выпускают дифференцированный продукт и формируют особую производственную и сбытовую стратегию в пределах кластера и за его пределами;
  • североамериканская модель кластеризации объединяет ряд отраслевых компаний по принципу территориальной специализации;
  • насаждение кластеризации и высокая роль государства характерны для азиатской модели, которая предполагает вертикальную интеграцию и специализацию предприятий в пределах одной географической области;
  • для японской модели кластеризации характерна концентрация малых и средних предприятий вокруг крупной компании–монополиста. Промышленные связи предполагают вертикальную и горизонтальную интеграцию в условиях конкуренции между мелкими компаниями за право поставки.

В России образование кластеров идет в большей степени по третьей модели, учитывая инициирование кластерных инициатив со стороны государства, проведение политики кластеризации и финансирование кластерных проектов.

Жизненный цикл кластера

Российские кластерные инициативы сильно акцентированы на решении текущих проблем крупных компаний с государственным участием, малый и средний бизнес вовлечен незначительно и не играет почти никакой роли в стратегическом управлении кластером.

Таким образом, в российской практике перспективы образования в стране динамичных инновационных кластеров достаточно слабы. Следует отметить, что далеко не все европейские кластерные проекты строго следуют названным принципам, однако в силу уже накопленного Европой опыта поддержки кластерных инициатив, отклонения от них гораздо менее существенны, чем в России и иных развивающихся и развитых странах мира.

Зарубежный опыт также показывает, что сама по себе реализация подобных проектов является серьезным вызовом для инициаторов, поскольку устойчивые инновационные эффекты достигаются только в таких кластерах, где инициативы изначально выстраиваются под конфигурацию тройной спирали.

Для того чтобы российские кластерные инициативы стали, согласно определению, инструментом повышения конкурентоспособности участников кластера, а не очередным способом получения государственных льгот, необходимо основательно пересмотреть под ходы к обнаружению, поддержке и мониторингу российских кластеров.

Однако основная задача в России должна состоять не столько в попытках адаптации зарубежных институтов в отдельных инновационных анклавах, сколько в общем совершенствовании институциональной среды, поощрении конкуренции, уходе от монопольных структур и командного стиля экономической политики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)