Речь как средство обучения

Профессия учителя относится к профессиям повышенной речевой ответственности, в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность – это не врожденная способность, а формируемая в процессе приобретения человеком социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего, овладение механизмом переключения кодов, что выражается в стилистическом варьировании речи.

В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения. В педагогическом процессе участниками общения являются учитель и ученики, которые вступают в ролевые отношения при решении задач обучения и воспитания.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных цели, сфере, ситуации общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики (речеведческие знания) – стилей, типов речи, способов связи предложений в тексте и т. д.; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения – умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и цели.

Коммуникативная компетентность учителя – способность учителя целенаправленно использовать речевые и неречевые средства коммуникации для решения задач педагогического общения.

Вербальные средства – это все словесные компоненты речи: слова, предложения, тексты.

Иначе говоря, эффективность использования вербальных средств связана с использованием средств языка соответственно языковым нормам. Невербальные средства включают все неязыковые знаки. Не следует думать, что речь – это одно, а жесты, мимика, движения – другое. Все это единый экспрессивный поток внутренней жизни человека.

В процессе общения невербальные средства могут заменять словесную информацию, могут дублировать ее, но значительно чаще возникает эффект дополнения смысла сообщения, усиление воздействия: мимика и жесты говорящего, тональность и мелодика речи усиливают ее выразительность, логическое ударение помогает структурировать учебный материал.

Информация поступает к человеку по разным каналам, ее восприятие – целостный процесс: ученик слышит и видит учителя. Поэтому необходимо, чтобы жестово-мимические средства находились в координационной связи с речью.

Речь преподавателя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания учащихся. Поэтому к ней предъявляются как общекультурные, так и профессиональные, педагогические, требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, и за качество речи, и за ее последствия. Речь рассматривается как важный элемент педагогического мастерства.

Качество профессионально-речевой подготовленности преподавателя права в первую очередь определяется следующими параметрами:

  • высокий уровень знания языка (общелитературного и юридического), его выразительных возможностей, средств убеждения;
  • владение культурой общения;
  • опыт речевой деятельности в учебной, научной сферах общения.

Особые требования предъявляются и к голосу педагога: он должен быть «поставленным» – подвижным, звучным.

Можно обозначить следующие особенности речи учителя в условиях учебного занятия:

  1. Импровизированность. Казалось бы, речь учителя права на уроке не может быть названа спонтанной, поскольку она в той или иной мере подготовлена; педагог может составить предварительный план, может ясно представить себе, о чем он будет говорить, может даже написать текст. Тем не менее, когда он будет говорить перед аудиторией, а не читать заранее составленный текст, т. е. действительно пользоваться устной речью, ему необходимо будет подыскивать слова «на ходу», в значительной степени импровизировать. Ученики, слушая учителя, как бы присутствуют в момент рождения слов, выражений. Создается ощущение, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину. У импровизации есть свои преимущества перед заранее написанной речью: необходимость в кратчайший срок отобрать нужные мысли и слова создает у оратора большое напряжение, душевный подъем. Но импровизация имеет и слабые стороны, поскольку не всегда и не всякий педагог может сразу привести в состояние готовности необходимый материал. Поэтому важно заранее продумать речь, ее основные положения, чтобы таким образом создать прочный фундамент для импровизации.
  2. Устная речь обладает специфическим арсеналом средств для передачи мыслей и чувств. Содержание речи воспринимается учениками по двум каналам – звуковому (через звучащее слово, интонацию) и визуальному (через мимику, жесты, движения учителя). Поэтому слово учителя в устной речи почти всегда в той или иной степени сопровождаться интонацией, мимикой и жестикуляцией. Монотонная речь, совершенно лишенная этих дополнительных средств выразительности, наблюдается очень редко. Жесты, мимика, интонация выполняют очень важную функцию: через них говорящий передает свое отношение к предмету речи, через них он иногда сообщает слушателям то, что не поддается передаче одним только словом, – то, что специалисты по сценическому искусству называют «подтекстом», или «речевой интонацией».
  3. Непосредственность общения оратора со слушателями, т. е. наличие контакта с аудиторией. На уроке учителю не следует держать себя так, как будто он выступает с ораторской трибуны. Он должен говорить просто – рассказывать, а не изрекать. Для установления контакта наиболее уместна непринужденная манера общения с классом.
  4. Направленность, обращенность речи к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес – оно отбирается в расчете на смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде пытливого и думающего воспитанника. Такое предвидение помогает педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.
  5. Иерархия статуса участников ситуации общения. Безусловно, такая иерархия зависит от педагогических традиций, коммуникативной стратегии, тактики и стиля учителя. Один из участников (учитель) имеет «право на речь» и играет роль организатора речевого общения, передавая это «право» по своему усмотрению.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)