Основные задачи и тенденции правового образования в современной России

Изменения, происходящие в России сегодня, – такие, как демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, о которых говорится в Стратегии развития России, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности, – актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельной ответственной деятельности.

Указанные выше тенденции развития России требуют переосмысления целей и результатов образования. В качестве главного результата образования должны рассматриваться готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут.

Так, например, в программе Г. Грефа указано, что образование должно быть нацелено на формирование у будущего выпускника следующих качеств:

  • ответственности за собственное благосостояние и состояние общества;
  • социальной мобильности, в том числе через освоение быстрой смены социальных ролей;
  • правовой грамотности;
  • толерантности, терпимости к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Таким образом, задачи построения правового, гражданского общества и воспитания социально ответственного гражданина связываются воедино и решаются посредством правового (гражданско-правового, гражданского) образования в школе.

Правовое образование – одно из важнейших звеньев системы образования, объединяющее в себе образовательную и воспитательную функции, – является объектом пристального внимания педагогов, философов, политиков на протяжении многих десятилетий.

Под гражданским образованием понимается целенаправленная образовательная, воспитательная и управленческая деятельность по формированию активных граждан демократической России. Речь идет о сознательной личности, сочетающей свободное критическое мышление и автономию с законопослушанием и принятием общественных институтов.

Гражданское образование предполагает массовое распространение демократических ценностей и создание условий для формирования демократических потребностей, высокой правовой и политической культуры, воспитание толерантности и преодоление ксенофобии в российском обществе, что является предпосылкой демократических преобразований. Оно строится на принципах гуманистической педагогики и нацелено на создание демократического пространства в образовательных учреждениях.

Под правовым образованием понимается процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей.

Правовое образование в школе – это система целенаправленных обучающих действий, ориентированных на идеи права; формирование личности на основе современных правовых ценностей.

К настоящему времени в области правового обучения (процесса целенаправленной передачи знаний, умений и формирования устойчивых навыков в области правовой деятельности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах, законах страны, но и применять эти знания на практике) накоплен богатый опыт, что позволяет констатировать существование многовариантных концепций правового образования.

Обозначим функции правового обучения:

  • философско-культурологическая;
  • образовательно-правовая;
  • психолого-развивающая;
  • воспитательно-формирующая, коррекционная.

Школьное юридическое образование входит в систему юридического образования России в качестве самостоятельного элемента. Сама система российского образования базируется на Законе «Об образовании».

Существует два вида образовательных программ: профессиональные и общеобразовательные, закладывающие основы допрофессиональной подготовки. Юридическое образование выстраивается на основе системности и преемственности.
Исходным компонентом содержания юридического образования являются правовые знания, т. е. информация о предметном содержании правовой действительности.

Характер этой информации зачастую зависит от того, на каких теоретических позициях находится тот, кто ее сообщает. Как известно, только по вопросу происхождения государства и права существует несколько теорий: теологическая, договорная, психологическая и т. д. Выделяют несколько видов правовых знаний.

Это общетеоретические правовые знания, в основе которых – закон, правовые нормы как система абстрактных правовых категорий; знания о способах деятельности в правовой сфере; знания о правовой действительности, полученные эмпирическим путем; оценочные правовые знания; учебные правовые знания и некоторые другие.

Учебные правовые знания, с которыми в основном имеют дело преподаватель и обучаемый, могут быть классифицированы следующим образом. Если в основе знаний лежат нормы конкретных отраслей права, законодательства, то это область позитивного права, которое рассматривает только действующее в данный момент отраслевое право.

Если в основе знаний – правовые идеи, принципы, то эти знания относятся к философии права. Это, прежде всего, проблемы социальной ценности права, его сущности и методологии как совокупности принципов, средств и методов познания правовой действительности.

Усвоение основ философии права, несомненно, является обязательным элементом политического и правового образования, так как философия права, исследующая связь между различными правовыми феноменами, раскрывает социальный смысл закона, этическую сущность правовых взглядов.

Без представлений о философских основах права школьники вряд ли смогут объективно анализировать особенности правовой реформы. Если в основе знаний – правоотношения, то эти знания относятся к социологии права, которая рассматривает социальное правовое поведение с точки зрения закона, права. К социологии права относятся вопросы ответственности, эффективности права, условий и причин правоотношений, структуры и уровней правосознания.

Особый вид правовых знаний составляют историко-правовые знания. История права изучает историю правовой культуры народов, юридический быт, воспроизводит процесс возникновения и развития права, выявляет историческое содержание юридических понятий, демонстрирует отпечаток исторической конкретности в этих понятиях, анализирует и характеризует конкретно-исторические правовые памятники и факты, имеющие принципиальное значение для современной жизни.

Смысловыми единицами юридических учебных знаний могут также выступать юридические понятия, категории, термины (например, «кодекс», «закон», «норма»), правовые явления (например, право, преступность), юридические представления.

Градация правовых знаний имеет практическое значение для процесса обучения, так как каждый из этих видов правовых знаний играет определенную роль в формировании правосознания, которое условно может быть представлено тремя компонентами: когнитивным, аксиологическим и регулятивным.

Так, факты, представления, понятия составляют когнитивный компонент правосознания; оценочные знания – аксиологический; а знания о способах юридической деятельности, правовые установки – регулятивный. Если соотнести эти компоненты с возрастными возможностями школьников, стоит учесть, что в программах правоведческих курсов для основной школы должны доминировать когнитивный и аксиологический компоненты, а в курсах для старшеклассников – когнитивный и регулятивный.

В системе правового образования могут быть выделены такие самостоятельные блоки правовых знаний, как знания о системе российского федерального права и права субъектов федерации, национальные правовые системы зарубежных стран, вопросы международного права.

Главная цель правового образования – воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т. п.), умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), качествами (уважать права человека; толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Важной целью правового образования является социализация школьников. Приобретенные ими гражданские знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю их поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Подростки должны уметь давать нравственную оценку всем компонентам жизни, общества, истории, культуры и т. д. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека.

В основу правового образования в России положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития РФ, что предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможны развитие и самоопределение личности, ее духовный рост.

Поэтому одна из основных задач правового образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность, избежать маргинализации, стать полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе правового образования у учащихся должен сформироваться определенный гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.

В правовом образовании приоритетным является нравственное развитие личности. Этот аспект (с учетом возрастных особенностей ребенка) играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса – от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Ребенок должен научиться идентифицировать себя в качестве полноправного члена общества.

Одной из наиболее важных задач правового образования является формирование у учащихся позитивного правосознания. Учитывая, что преподавание гражданско-правовых дисциплин должно быть ориентировано, прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо сформировать у учащихся отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод.

Правовое образование призвано сформировать понимание учащимися категорий «справедливость», «равенство», «свобода», «достоинство», «права человека» и выработать навыки их реализации в повседневной жизни.

Причем понимание должно быть осознанным и основываться как на опыте, так и на чувствах. Поэтому немаловажной задачей является формирование у школьников рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций. Такое образование позволяет ребенку действовать в сложноорганизованных ситуациях, где сталкиваются разные позиции и мнения.

Это обеспечивает формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственную позицию. Таким образом, происходит интенсивное формирование самосознания через принятие ответственной позиции, формируется критическое мышление, развивается устная речь. Последние компоненты, в свою очередь, составляют основу коммуникативных навыков.

Интересно
Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания.

При этом ориентация гражданско-правового образования на позитивные аспекты не отменяет критического подхода к явлениям, происходящим в обществе: нельзя сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социально-экономических реалий.

Особенно важным в процессе формирования гражданско-правовых ценностей является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений разных народов РФ и народов других стран. Формы и методы патриотического воспитания должны способствовать реализации правового образования.

При этом важно находить оптимальное соотношение между национальными и интернациональными общественными ценностями, учитывать значимость их взаимодействия и взаимовлияния.

Воспитание гражданских чувств учащихся должно основываться на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, событиях истории родного края.

Важнейшим условием повышения качества правового образования является перестройка уклада жизни школы как действующей модели гражданского общества. Это особенно важно в условиях нынешней России, когда элементы демократического, толерантного, гражданского общества еще только вырастают, а потому не могут быть представлены в жизненном опыте не только ребенка, но и семьи и учителя.

Чертами такого уклада могут быть:

  • стремление школы создать ситуации для выбора детьми содержания своего образования, формы освоения материала, темы, темпа, варианта деятельности;
  • стремление руководства школы делегировать полномочия с высшего уровня управления на общественный (учительские объединения, органы самоуправления),
  • создание общественных органов управления различными сферами школьной жизни;
  • привлечение всех членов школьного сообщества к созданию норм и правил общей жизни;
  • создание в школе института защиты прав человека, прав ребенка (наличие уполномоченных по защите прав ребенка, консультантов по разрешению конфликтов и т. п.);

Именно такой уклад школы позволяет участникам приобретать опыт и способы гражданского поведения, а учебные предметы обществоведческого цикла должны помогать осмыслению этого опыта, доводить его до уровня культурных образцов и понятий.

Преподавание правовых знаний в школе основывается на совокупности целого ряда принципов:

  • единства правового обучения и воспитания. Правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания;
  • научности, что предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки;
  • доступности, который реализуется благодаря переходу от легкого к трудному, от известного к неизвестному;
  • связи с жизнью, личным опытом учащихся, что предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок;
  • юридической точности и определенности правовых знаний: недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия, нормы;
  • обеспечения межпредметных знаний, предполагающего выявление взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)