Методы и методические приемы обучения правовым дисциплинам

Метод обучения – совокупность приемов, система взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, устойчиво ведущая к достижению поставленной образовательной цели.

Также метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач обучения. Методы обучения являются частью педагогического процесса.

Методы состоят из методических приемов. При помощи метода возможно решить учебную задачу, а при помощи приема нет. В реальном учебном процессе методы и приемы обучения постоянно изменяются и могут даже переходить друг в друга.

Методы обучения рассматриваются на двух уровнях: общедидактическом (общие методы педагогической деятельности, сущность методов, специфика каждого из них) и частнопредметном (уровень приемов (из них и состоят частнопредметные методы), отражающих содержание и специфику предмета).

Частнодидактические методы свойственны отдельным звеньям процесса правового обучения: это методы закрепления и повторения, контроля успешности, стимулирования воли, интереса к учению и участникам деятельности.

При выборе методов правового обучения нужно руководствоваться следующими критериями:

  • соответствие принципам правового обучения;
  • целям и задачам правового обучения;
  • содержанию конкретной темы;
  • возможностям обучаемых;
  • соответствие возможностям учителя.

Одной из проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время единой точки зрения по этому вопросу нет. В связи с тем, что разные исследователи в основу деления групп и подгрупп методов кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний:

  • словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
  • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
  • практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др.) выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами.

Интересно
В настоящее время словесные методы нередко называют устаревшими. На наш взгляд, это не совсем объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед слушателями (или читателями) проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства обучающихся.

Рассмотрим некоторые словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания правового материала. Меняются лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляются следующие педагогические требования:

  • обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания;
  • достоверность, содержание достаточного числа ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  • четкая логика изложения, эмоциональность, доступность.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения правового материала. Использование метода объяснения требует точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнений, сопоставлений, аналогии; привлечения ярких примеров; безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Причем в среднем и старшем школьном возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся использование этого метода становится абсолютно необходимым.

Беседа – диалогический метод обучения, суть которого в том, что преподаватель путем постановки тщательно продуманных вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» – нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы преподаватель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной, или вступительной. Цель такой беседы – подготовить обучающихся к усвоению нового материала. Закрепляющие беседы проводятся после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или всему классу (всей группе) (фронтальная беседа). Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, выставленным учителем на обсуждение.

Успех беседы во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы к ответу готовились все учащиеся. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными и сформулированы так, чтобы будить мысль учеников. Не следует ставить двойных, подсказывающих или наталкивающих на угадывание ответа вопросов. Не следует задавать альтернативные (т. е. требующие ответа типа «да» или «нет») вопросы.

К достоинствам метода беседы следует отнести то, что он активизирует учащихся и развивает их память и речь, имеет большую воспитательную силу. Кроме того, беседа является хорошим диагностическим средством. Из недостатков метода беседы можно назвать то, что он затратен по времени, содержит элемент риска (учащийся может дать неправильный ответ, который зафиксируется в памяти ребят) и требует определенного запаса знаний.

Дискуссия – это, по сути, обмен взглядами на определенную проблему, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц.

Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию правовой проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других. Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.

Наглядные методы правового обучения – это методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются только вместе со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, схем и пр. При демонстрации обычно используют кинофильмы, презентации и т. п.

Такое разделение наглядных средств на иллюстративные и демонстрационные является достаточно условным, и некоторые наглядные материалы могут быть отнесены и к иллюстративным, и к демонстрационным.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемые наглядные средства должны соответствовать возрасту обучающихся;
  • наглядные материалы следует использовать в меру, вводить их в ход занятия постепенно и только в соответствующий момент;
  • наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • при показе иллюстраций необходимо четко выделять главное, существенное;
  • важно детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации наглядных средств;
  • все используемые наглядные средства должны быть согласованы с содержанием правового материала;
  • необходимо привлекать самих обучающихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

К практическим методам правового обучения относят выполнение упражнений, работу с источниками правовой информации и т. д. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания обучающихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления правовых знаний и выработки умений их применения; способствуют развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе.

К графическим упражнениям относится работа учащихся по составлению схем, графиков, плакатов, таблиц и т. д. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К иммитационным упражнениям относятся практические работы, имеющие деятельностную направленность. Эти упражнения учат применению теоретических знаний в практической деятельности. Такие психотехнические упражнения способствуют формированию у обучающихся навыков оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений (сначала – упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем – на воспроизведение, применение ранее усвоенного, самостоятельный перенос изученного на нестандартные ситуации, творческое применение), что обеспечивает включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у обучающихся правовую интуицию.

Работа с источниками правовой информации – важнейший метод правового обучения. Можно выделить следующие виды такой работы:

  • онспектирование (краткое изложение содержания прочитанного; конспектирование ведется от первого или третьего лица – конспектирование от первого лица в большей степени развивает самостоятельность мышления);
    составление плана правового текста;
  • формулирование тезисов (основных идей прочтенного или прослушанного правового материала);
  • цитирование (при цитировании необходимо указывать выходные данные источника: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
  • составление аннотации (краткого изложения содержания прочитанного без потери существенного смысла);
  • рецензирование (написание краткого отзыва, выражающего личное отношение к прочитанному);
  • составление формально-логической модели (словесно-схематического изображения прочитанного);
  • составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых правовых понятий по разделу, теме);
  • составление матрицы правовых идей (сравнительной характеристики однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).

Такова классификация методов обучения, выделяемых по источнику знаний. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным недостатком данной классификации считается то, что она не отражает характер познавательной деятельности обучающихся, степень их самостоятельности. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.

Закончить тему методов правового обучения хотелось бы правилами их применения. При выборе метода обучения следует ориентироваться не только и не столько на содержание материала, сколько на внешнюю и внутреннюю готовность к нему всех участников образовательного процесса. Задача преподавателя – создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Положительный результат возможен только при желании аудитории узнать что-то новое.

Метод должен «работать» на выполнение определенной задачи, а не применяться ради технологии. Не следует слишком часто использовать даже самый эффективный и успешный метод. На занятии следует добиваться смены форм деятельности учащихся, она должна быть максимально разнообразной, но это разнообразие не должно быть искусственным. Китайская пословица гласит: «Если хорошую речь повторить три раза, даже у собак появится отвращение».

Аудитория должна быть готова к восприятию методики: не существует методов, подходящих для любой аудитории и в любых обстоятельствах. Используемый метод должен быть психологически близок преподавателю: не только обучающийся, но и сам педагог должен быть готов к нему. Творческий подход преподавателя – залог успеха. Важно помнить, что в педагогике, в методике преподавания не существует застывших догм и окончательных правил, учитель может и должен осознанно модифицировать, изменять и дополнять любой метод.

При использовании метода следует соизмерять ожидаемый результат с затраченными временем и силами: подчас очень интересный и «красивый» методический подход может оказаться чересчур энергоемким и затратным по времени. Нецелесообразно отказываться от традиционных методов, но и злоупотреблять ими также не рекомендуется.

Применение любого метода должно основываться на демократических ценностях (уважение других точек зрения, мирное разрешение конфликтов, соблюдение прав человека и т. п.) и быть личностно ориентированным, предпочтение следует отдавать методам, которые особенно заметно влияют на формирование личности обучающегося.

Несомненно, отдельные из высказанных положений являются спорными и дискуссионными, каждый преподаватель может выработать собственные подходы к методике или же продолжить предложенный список, основываясь на собственном опыте преподавательской работы. Данный список не является окончательным, а заявленное не должно восприниматься как истина в последней инстанции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)