Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания

Правовое воспитание – особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются следующие средства: литература, искусство, СМИ, школа, специальные юридические учебные заведения. Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.

Правовое воспитание – целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая мировоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики.

Интересно
Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании – правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое. Идеологическое воздействие на общественное правовое сознание означает соответствующее влияние на групповое и индивидуальное сознание, в то же время правовое воспитание отдельных индивидов и их групп обусловливает формирование и развитие общественного правосознания.

Правовое воспитание представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма.

В настоящее время существует масса проблем, тормозящих процесс формирования правовой культуры в обществе. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также неразвитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Не все так просто в понимании правового нигилизма в российском обществе.

Русские мыслители об этом спорят уже давно – России свойственна подмена правосознания этическими воззрениями, развитие «внутренней правды», а не внешнего оформления нормы закона. В свое время Л. Н. Толстой, называя юридическую науку «болтовней» о праве, требовал заменить право нравственными проповедями.

Для разрешения этих и других проблем необходима целенаправленная работа государства над повышением уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательные процессы, а также средства массовой информации, художественную литературу, кино и искусство.

В настоящее время сохраняется и традиционная задача правового образования – профилактика правонарушений несовершеннолетних. В педагогических коллективах очень часто бытуют искаженные стереотипные представления о ней. Профилактика сводится только к работе с учениками с девиантным поведением. А их в классе всегда меньшинство. Или наблюдается другая крайность: все учащиеся, без исключения, рассматриваются как потенциальные правонарушители.

Таким образом, социальная ценность права зачастую сводится к уголовному праву, отождествляется с ним, а значит, многие позиции правового воспитания следует пересмотреть. Долгие годы правовоспитательная деятельность была направлена в основном на рациональную сферу сознания. Однако человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением.

Эмоциональная окраска, положительная или отрицательная, существенно влияет на характер и направленность правового поведения людей. Все это требует усилить внимание к проблемам развития правового чувства средствами предмета и обуславливает еще одну задачу правового образования: обеспечение гуманистически развитой эмоционально-волевой сферы правосознания учащихся, устойчивых реакций в области права. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

Непосредственная цель – правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других государственных служащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях.

Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву.

Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать законы, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

К средствам правового воспитания относятся правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. Задачей отдельного урока, дающего правовые знания, может быть формирование собственно правовых знаний и знаний о способах деятельности в правовой сфере, отношения к праву как социальной ценности, организация усвоения навыков положительного правового поведения.

Правосознание – это отражение в сознании правовых явлений, и отражение это может происходить на разных уровнях.

Обыденное правосознание – это уровень сознания необходимости права, который возникает в ходе повседневной деятельности людей. Задача учителя – поднять данный уровень до теоретического и, возможно, ввести в сферу профессионального: заинтересовать юридическими специальностями.

Виды правосознания:

  • общественное (это правовые взгляды, идеи, чувства конретного общества);
  • массовое (оно характерно для нестабильных временных объединений);
  • групповое (это разновидность коллективного правосознания);
  • индивидуальное (правосознание отдельной личности).

С течением времени были выработаны некоторые критерии оценок, благодаря чему стало возможно определить основные направления повышения правовой культуры общества.

К ним относятся:

  • совершенствование законодательства;
  • освоение достижений логико-правового мышления;
  • повышение уровня правовой деятельности;
  • увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;
  • совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;
  • разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
  • изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в школах, колледжах, вузах и других учебных заведениях, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Одно из условий развития правовой культуры – преодоление юридической безграмотности и правового нигилизма.

Целью правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Конечно, некоторые правовые ценности, происходящие из моральных норм, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей.

Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса – такие, как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, в художественной литературе.

Другим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы воспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка».

К ним относятся многообразные приемы эмоционального педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

Формирование правовой культуры – сложный и длительный процесс, затрагивающий все стороны жизни общества. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, сильная юридическая наука, совершенствование системы правовых актов, что достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.

Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности, оказывает большое влияние на процесс формирования правовой культуры общества.

Правовая культура – необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом. Она способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.

Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылкой укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)