Обучение праву на базовом и профильном уровнях

Конституция РФ, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых прав право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «…ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.

В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Введение государственных образовательных стандартов соответствует также ст. 13. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является необходимым документом, условием осуществления права на образование и по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.

Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативного правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании».

В основе стандарта лежит новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений подразумевает принятие обеими сторонами взаимных обязательств (договоренностей). В данном контексте стандарт – средство обеспечения стабильности планируемого уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.

Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что они в состоянии эффективно выполнять свою миссию только в том случае, если их разработка и процедуры принятия осуществлялись с учетом индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании.

При этом открытый, развернутый, динамичный (т. е. отвечающий вызовам меняющегося мира) стандарт образования становится одним из важнейших институтов гражданского общества и одновременно эффективным инструментом его развития.

Принципиально необходимой характеристикой образовательной политики является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса: учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами.

Стандарт может быть инструментом правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества – с другой, при условии, что в нем определены цели этой системы и операционализированы результаты деятельности субъектов системы.

Образовательные результаты, представляющие собой, по сути, декомпозицию целей образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования для всех граждан.

Возлагая на стандарт миссию гаранта качества образования, необходимо понимать, что это накладывает и известные ограничения на сферу его применения и используемые ресурсы. Сама же задача разработки стандарта может быть классифицирована как «задача на оптимизацию», предполагающая одновременное утверждение в государственном образовательном стандарте и результатов образования, и наиболее общих (рамочных) черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления.

Государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Государственный стандарт общего образования призван обеспечить:

  • равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  • преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможность получения профессионального образования;
  • социальную защищенность обучающихся;
  • социальную и профессиональную защищенность педагогических работников;
  • право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • основу для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

  • при разработке федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов РФ, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
  • объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений и деятельности образовательных учреждений;
  • при определении объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории РФ;
  • для установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории РФ и федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения.

Основными пользователями государственного стандарта общего образования являются:

  • педагогические коллективы образовательных учреждений, реализующие и обновляющие основные образовательные программы;
  • обучающиеся, осваивающие в учебных и внеучебных видах деятельности основную образовательную программу соответствующей ступени общего образования;
  • директора образовательных учреждений, их заместители, руководители структурных подразделений, отвечающие в пределах своей компетенции за качество образования;
  • региональные, муниципальные аттестационные и экзаменационные комиссии, осуществляющие оценку качества работы педагогов и подготовки выпускников;
  • общественные организации, объединения и профессиональные сообщества, осуществляющие общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
  • организации, осуществляющие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
  • органы, обеспечивающие финансирование общего образования;
  • уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование, аккредитацию и контроль качества в системе общего образования;
  • уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль соблюдения законодательства в системе общего образования.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования был разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования был разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени. Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией РФ основное общее образование является обязательным и должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях. Законом определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Государственный стандарт общего образования был разработан с учетом изменения места предмета «Обществознание» в учебном плане. Если ранее на его изучение в основной школе отводилось лишь 2 часа в неделю и только в 9-м классе, то в новом учебном плане – по 1 часу в классах с 6-го по 9-й.

Таким образом, были созданы минимально необходимые условия для непрерывного воздействия средствами учебного предмета на процесс социализации учащихся в возрасте 11–15 лет. На базовый курс в 10–11-х классах вместо прежних 105 отводилось 140 часов, что позволяло успешнее решать современные задачи обществоведческого образования.

А в профильных 10-11-х классах был предусмотрен курс «Обществознание» (включающий в себя вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии) на 210 часов за два года. Здесь же в качестве самостоятельных планировались курсы «Экономика» и «Право» (по 140 часов каждый).

Федеральный компонент по обществознанию содержит три стандарта: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне. В каждом из стандартов прописаны цели, обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.

Цели учебного предмета «Обществознание» структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Новизна стандарта состояла в том, что в нем была представлена новая редакция целей обществоведческого образования. Изменение целей этого учебного предмета на данном этапе происходило с учетом задач модернизации образования, и корректировка была направлена, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности и, одновременно, на усиление практической направленности обучения.

Поэтому в стандарте первого поколения сформулированы прогнозируемые цели развития личности и воспитания учащихся, на достижение которых должны быть направлены учебный процесс и внеучебная деятельность школьников, организуемая на базе курса.

Определены и планируемые результаты обучения, нашедшие отражение в целях освоения системы знаний и умений, формирования опыта их применения в познавательной и практической деятельности.

Стандарт был нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ. В ряде случаев уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному).

Стандарт для основной школы давал возможность воплотить его содержание в учебных материалах, соответствующих возрастным особенностям учащихся раннего, а затем старшего подросткового возраста, их познавательным возможностям, потребностям, вехам социального взросления, приходящимся на этот период (расширение дееспособности, получение паспорта, наступление возраста, для которого устанавливается законом уголовная ответственность за ряд правонарушений, и т. д.).

Интересно
Соответственно, все содержательные линии курса (человек, общество в целом, экономика, социальные отношения, политика, духовная культура, право) могли быть раскрыты как для младших подростков (на элементарном уровне), так и для старших (более глубоко, с учетом их потребностей и возможностей, возрастающей общеобразовательной подготовки).

В соответствии с концепцией модернизации образования значительно возрос объем включенных в интегративный курс обществоведения экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля были предусмотрены самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования в стандарте проявилось в заметном превышении их объема по отношению к объему социологических, политологических и иных компонентов содержания.

Новым в содержании курса стало включение в него самостоятельного блока социально-психологических знаний для подготовки учащихся на профильном уровне. При изучении теоретических положений обществознания широко привлекается актуальный материал, отражающий развитие современной России. Региональный (национально-региональный) компонент курса органически включается в каждый из разделов.

Были произведены некоторые сокращения политологических, социологических, философских и других вопросов, часть которых оказалась перенесена в старшие классы, причем наиболее сложные из них – в профильный курс. Вместе с тем, задача усиления экономической и правовой подготовки требовала не сокращения, а увеличения соответствующих блоков содержания по сравнению с обязательным минимумом 1998 г.

В рубрике обязательного минимума, которая называется «Опыт познавательной и практической деятельности», был зафиксирован деятельностный компонент содержания. Была усилена практическая направленность обществоведческого образования через его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей.

Это нашло отражение в обновленных формулировках целевого блока стандарта, которые ориентируют на применение полученных знаний и умений, а также в новой структуре требований к выпускникам, где указаны практические умения, которыми должны овладеть все учащиеся.

Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности в следующих сферах жизни:

  • в семейно-бытовой (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении ее проблем);
  • в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);
  • в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);
  • в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);
  • в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

Компетентность в названных сферах является важной частью гражданской культуры, приобщение к которой – одна из главных задач обществоведческого образования. Практическая направленность воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося).

Компоненты стандарта были сформулированы с учетом новых форм и методов изучения обществоведения в средней школе, опыта проведения Единого государственного экзамена. Все это позволит учащимся полнее осознать содержание курса.

Таким образом, для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора области будущей профессиональной деятельности. В старших классах курс строится с ориентацией на расширяющийся спектр социальных связей и отношений, воспитание у учащихся самостоятельности и ответственности при решении жизненных проблем.

В связи с этим основой содержания обществоведческого образования в старших классах становится духовная (нравственно-этические, смысложизненные компоненты) и гражданская (отношения гражданина с государством и институтами гражданского общества) культура. Кроме того, «Обществознание» в старших классах призвано подготовить подростков к изучению общественных дисциплин в профессиональных учебных заведениях любого профиля.

Обозначим особенности курса «Обществознание», изучаемого в классах социально-гуманитарного профиля:

  • расширяется круг базовых понятий общественных наук, овладение которыми необходимо для овладения фундаментальными знаниями;
  • более глубоко раскрываются социальные проблемы человека и общества, чем в классах естественнонаучного профиля;
  • формируется представление об основных общественных науках, важнейших вехах их развития, актуальных проблемах, методах исследования;
  • дается ориентировка в профессиях и сферах деятельности, в которых трудятся специалисты в области социально-гуманитарных наук;
  • совершенствуется опыт учебной и учебно-исследовательской деятельности (семинарские занятия, работа с первоисточниками, разработка проектов, подготовка рефератов и т. п.).

Обязательный минимум содержания образования не определяет, каким способом будут переданы ученику те или иные знания в реальном учебном процессе: через объяснение учителя, путем изучения текста учебника, с привлечением документов, словарей, использованием видеофильмов и других средств обучения…

Стандарт означает, что школа гарантирует любому ученику российской школы возможность получить знания, зафиксированные в обязательном минимуме. Определить способ решения этой задачи – дело учителя. Иными словами, методы и средства обучения не подлежат стандартизации. Это – поле творчества учителя.

Стандарт не связывает рук учителя также в определении логики, последовательности изучения тех или иных содержательных вопросов. Включенные в обязательный минимум единицы знания могут быть поданы в различных сочетаниях, подчинены иной логике предъявления.

Понятно, что имеется в виду не беспорядочное их изучение, а подчинение тому замыслу, который может быть у авторов той или иной программы курса, учебной книги. При этом учитель имеет право менять последовательность рассмотрения тех или иных единиц знания, при условии, разумеется, что его собственный вариант их связи и последовательности будет иметь достаточные научные и педагогические обоснования.

Не имея права снижать объем «выдаваемых» знаний, установленный стандартом, авторы учебников и учитель вправе свободно включать в содержание обучения дополнительные сведения. Эта возможность ограничивается лишь ресурсом времени, уровнем подготовки учеников и знаниями самого учителя.

Привлечение дополнительного по отношению к стандарту материала – не только право учителя, но и педагогическая необходимость. Ведь только учитель, а не разработчики стандарта или авторы учебника, знает, на какой познавательный и практический опыт своих учеников можно опереться при изучении «Обществознания», какие примеры привлечь, какие интересы и потребности учащихся учесть в практике обучения.

Иными словами, вариативная часть учебного предмета – в руках учителя. Важно только, чтобы вариативная часть содержания не вытесняла инвариантную (т. е. обязательную), а напротив, способствовала ее полноценному усвоению. И, конечно, важно, чтобы дополнительный материал не создавал для учащихся перегрузки.

Таким образом, стандарт обществоведческого образования в своей структуре и содержании отражает сбалансированные интересы и компетенции государства, региона, школы, которые, в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей, интересов.

Стандарты первого поколения выполнили задачу сохранения единого образовательного пространства, обеспечивающего академическую мобильность учащихся, но, вместе с тем, стали фактором консервации школьного образования, так как оказались направлены на реализацию прежних целей и задач школы.

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и общества. Важнейшее значение приобретают социальные функции образования: консолидация общества и формирование гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, социального «лифта» (достижение социального равенства отдельными личностями, имеющими разные стартовые возможности). Новое время требует модернизации образования в целом и школьного образования в частности.

Что даст внедрение стандарта второго поколения?

Специалистам в области образовательной политики – информацию о состоянии и тенденциях развития систем образования различных уровней по следующим приоритетным направлениям:

  • уровню сбалансированности потребностей;
  • уровню готовности людей к непрерывному образованию на протяжении всей жизни;
  • уровню образованности и компетентности выпускников начальной, основной и средней школы;
  • ресурсной обеспеченности.

Педагогам-практикам – ориентиры и приоритеты при определении того, насколько образование достигло своих целей (планируемых результатов); при отборе содержания образования и организации образовательного процесса; при организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов.

Родителям – ориентиры и приоритеты в части организации образовательного процесса и условий его осуществления; требований к ожидаемым результатам обучения ребенка, системам оценивания и аттестации; организации системы непрерывного образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)