Развитие волевых качеств детей и молодежи в педагогике сознания

Важнейшими механизмами позитивного изменения сознания человека являются познание мира и самопознание, творчество, деятельность, общение, в процессе которых необходимо развивать особые качества: волю, оптимизм, усердие, спокойствие (внутреннее равновесие), эмпатию, способствующие развитию его сознания. Эти качества приобретают ключевое значение для духовного сознания, так как подготавливают человека к внутреннему открытию, нахождению в себе взаимосвязи с Космосом, разотождествлению себя глубинного со своим телом. Данный параграф будет посвящен исследованию воли человека.

Воля – главный управляющий микрокосма человека, его сознания. Воля – это динамический принцип сознания человека, Вселенной. Существует наличие воли или безволие.

Отсюда следует необходимость тренировки воли в мыслях и поступках. Любой процесс преобразования как внешней (социальной или космической) среды, так и внутренней (личностной и духовной) среды требует волевых усилий и волевых качеств, основанных на духовно-нравственной основе. Оказание помощи подросткам в этом процессе является насущной проблемой современной педагогики.

В отечественной философии проблеме воли как важнейшей характеристики человека в его становлении, развитии и совершенствовании были посвящены работы И.А. Ильина, М.К. Мамардашвили и др. Вопрос о первооснове воли рассматривается в философии идеализма как духовно-космической силе, определяющей взаимосвязь Высшей воли и воли человека, а философии материализма, связанной с деятельностью мозга и жизненными зависимостями, что определяет исследовательские подходы к решению проблемы развития воли в психологии (с одной стороны, У. Джемс и др., с другой стороны В. Франкл и др.).

В зарубежной психологической науке XIX века рассмотрение сущности и содержания «воли» считалось ключевым исследованием у В. Вундта, У. Джемса, Т. Рибо и др. В ХХ веке трудности в объяснении мотивации вновь вызвали интерес в науке к исследованию воли (Х. Хекхаузен, J. Kuhl, R.P. Bagozzi, R.F. Baumeister, M. Muraven, C.S. Dweck и др.). Одни ученые рассматривают волю как самостоятельную силу, другие – как явление, связанное с функционированием познавательных процессов.

Интересно
В отечественной психологической науке интерес к данной проблематике оставался неизменным, отраженный в трудах М.Я. Басова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.И. Селиванова, В.К. Калина и др., ключевые исследования которых были посвящены воле как волевой регуляции, направленной на овладение поведением и психическими процессами. Работы Л.И. Божович, Е.О. Смирнова и др. были посвящены изучению воли и волевых качеств в онтогенезе.

В результате сложилось три направления исследований воли в современной психологии: мотивационный (В. Вундт, Т. Рибо и др.), регуляционный (В. К. Калина, Р. Мэй, С.Л. Рубинштейн и др.), «свободного выбора» (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)