Развитие отечественной педагогики

90-ые годы прошлого столетия образуют особый этап развития отечественной педагогики. Объективными причинами этому послужили либеральная атмосфера перестройки в СССР, конструирование России как самостоятельного государства, демократизация общественной жизни, деполитизация науки и образования.

Вовлечение массовой школы к педагогическому экспериментированию, децентрализация системы образования, создание школ различного профиля, возникновение частных учебных заведений, развитие системы дополнительного образования, информатизация общества, снятие «железного занавеса».

В России сложилась общественная ситуация, требующая кардинальных изменений в сфере правового регулирования системы общего образования. Первый российский закон «Об образовании» 1992 года, отражая общие социальные тенденции, юридически определил ряд принципиальных для общего образования положений.

Они отвечают ценностям свободного образования: приоритет личности обучающегося, автономия образовательного учреждения, многообразие и плюрализм в образовании, определенные правовые гарантии свободы учительского труда.

Без преувеличения можно констатировать, что на рубеже 90-ых годов практически каждое общеобразовательное учебное заведение было вынуждено заниматься экспериментальной работой.

Произошёл отход от унифицированного учебного плана, он стал комбинироваться из регионального, собственного для учебного заведения компонентов.

Повсеместно создаются экспериментальные площадки по созданию гимназий, школ – комплексов, лицеев и т.п. Своеобразной площадкой альтернативной педагогики становятся частные учебные заведения, создаваемые в России после более чем семидесятилетнего перерыва.

Теоретической и методической основой широкой экспериментальной работы служило, с одной стороны, использование зарубежного опыта, а с другой – переосмысление отечественной теории и практики, а так же активный педагогический поиск.

Наиболее яркими примерами первого является создание школ Монтессори – образования и вальдорфских школ в разных регионах России. Среди примеров второго источника педагогических инноваций можно выделить несколько проектов.

Интересно
Разрабатываются и осваиваются методики развивающего обучения, проекты «педагогика ненасилия», «школа диалога культур», «антропоэкологическая школа». Дальнейшее развитие получают проекты коммуникативного направления, среди которых коммунарская методика, проекты «школы – общины», «коллективного взаимообучения».

Принципы «личностно-ориентированного образования» нашли свое отражение в таких проектах как «развитие индивидуальности личности», «педагогическая поддержка», «предупреждение депривации».

Благодаря дополнительному образованию, реальное значение стало приобретать направление «образование и сообщество», среди которых: «город – как – школа», «игровые центры» и «детские объединения», «общественно – активная школа».

Представленный обзор развития современной гуманистической педагогики позволяет предположить, что каждый этап социально – исторического развития порождает многообразие подходов к анализу педагогических явлений и теорий, выявлению противоречий, возникающих в сложившихся системах образования.

Эти проекты, с одной стороны являются отражением логики и общих тенденций развития педагогической теории и практики, а с другой стороны, несут отпечаток национальных, региональных, культурных особенностей, отражают своеобразие авторской позиции.

Имея единое пространственно временное измерение, педагогическая альтернатива предполагает сама по себе широкий спектр оригинальных способов реализации концептуальных идей.

Именно поэтому считается, что альтернативные теории и проекты по своей структуре «неприводимо различны и вместе с тем равнозначны друг другу».

Многообразие альтернативных направлений и проектов, представляющих современную гуманистическую педагогику, указывает на то обстоятельство, что теоретическое осмысление ее основ невозможно построить на поиске некоего «гуманистического универсализма».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)