Процесс развития конфликта
В узком смысле конфликт предстает как непосредственное столкновение сторон, а в широком смысле – это целый процесс, состоящий из нескольких этапов. Разные конфликтологические концепции предлагают разнообразные членения процесса конфликта на стадии.
По одной из них выделяют три основные стадии:
- стадия А (конфронтационная) – оппоненты стремятся к обеспечению своего интереса за счет противоположной стороны;
- стадия Б (компромиссная) – оппоненты приходят к пониманию того, что достижение собственного интереса возможно лишь в результате создания общего для них компромиссного интереса;
- стадия В (управленческая) – оппоненты стремятся к взаимодополнению интересов и общему пониманию позиционной разницы интересов.
Вторая концепция выделяет четыре этапа процесса конфликта.
На первом этапе складывается конфликтная ситуация, то есть такое положение дел, при котором ценности, интересы, установки сторон вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет. Такая ситуация может возникнуть по инициативе участников, случайно или быть унаследованной.
Элементами конфликтной ситуации являются:
- участники – противоборствующие стороны. Ими могут быть индивиды, группы, организации. Среди них выделяются: подстрекатель, который подталкивает оппонентов к противоборству, пособник – содействует советами, технической поддержкой (в групповых конфликтах обычно все становятся пособниками лидера) и организатор – планирует конфликт, но не обязательно участвует в нем;
- объект – реально существующее нечто, порождающее конфликтную ситуацию. Объектом конфликта может выступать любой предмет материального мира или социальной реальности. При наличии объекта конфликт является объективным, а при его отсутствии – субъективным (различие взглядов);
- предмет конфликта. Под ним понимается объективно существующая или мыслимая, воображаемая проблема, служащая причиной разбора между сторонами. Предмет конфликта это основное противоречие, из-за которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладание ценностями, престиж и так далее.
Таким образом, предмет конфликта является его внутренней причиной. Что касается конфликтной ситуации, то она со временем может исчезнуть, если перестанет существовать объект, сохраниться в прежнем состоянии, трансформироваться в другую ситуацию и обостриться.
Второй этап развития конфликта – инцидент, представляет собой событие или обстоятельство, послужившее толчком или поводом к столкновению оппонентов.
Третий этап – кризис и разрыв отношений между оппонентами. Здесь конфликт переходит в открытую форму, которая называется конфликтное поведение. Конфликтное поведение – это действия,
направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороны ее целей, намерений и интересов. Конфликт принимает форму острых разногласий, которые индивиды не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере данная стадия характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубеждений к неприязни и
откровенной враждебности, которая психологически закрепляется в «образе врага». При этом конфликтные действия резко обостряют фон протекания конфликта, а эмоциональный фон стимулирует конфликтное поведение.
Происходит процесс открытого противоборства, которое проявляется в следующих формах:
- захват и удержание спорного объекта;
- прямое насилие;
- создание помех;
- причинение косвенного вреда;
- задевающие и оскорбляющие действия.
В рамках организации выделяют следующие формы конфликтной борьбы:
- словесная агрессия – обвинения, оскорбления, сплетни;
- бойкот – полный или частичный отказ от действий в интересах тех, кого считают противниками;
- саботаж – сознательные действия с целью открытого нанесения ущерба интересам других;
- травля (преследование) – действия для ослабления или компрометации соперников путем замалчивания, отрицания, умаления их роли и достоинств;
- физическое насилие и массовые выступления (рис 59).
Конфликтное поведение является пиком в развитии конфликта. Оно не может длиться вечно, и, в конце концов, конфликтующие стороны должны будут выбирать одну из двух программ поведения:
- снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переводя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне;
- искать способы полного разрешения конфликта.
Четвертый этап – полное окончание конфликта по любым причинам. Объективный конфликт завершается прекращением существования его объекта вследствие ликвидации (самоликвидации), потери значения для сторон. Если этого не происходит и противостояние затягивается, начинают работать психологические механизмы, превращающие объективный конфликт в субъективный. Преодоление таких конфликтов происходит на основе разъединения участников, их полной психологической перестройки, изменения рангов оппонентов, перемирия.
- Процессуальные функции инновационного менеджмента
- Обособленные функции инновационного менеджмента
- Понятие и содержание инновационного менеджмента
- Анализ тенденций интеграционных процессов в менеджменте
- Характеристики интеграции менеджмента в организации
- Понятие и источники интеграции в менеджменте
- Виды полномочий
- Делегирование и распределение полномочий
- Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу