Обособленные функции инновационного менеджмента
Содержание инновационного менеджмента определяется составом функций и процессов управления инновациями. В общем виде выделяют две группы функций инновационного менеджмента:
- основные (предметные);
- обеспечивающие.
Предметные функции инновационного менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях.
Обеспечивающие функции инновационного менеджмента включают управленческие процессы и инструменты для эффективного осуществления предметных функций управления на предприятии. К ним относятся обособленные (социально-психологические) и процессуальные функции менеджмента.
Содержание процесса управления инновациями определяется предметными функциями.
Данные функции включают:
- формирование целей инновационной деятельности;
- планирование инноваций, организацию работ;
- контроль над осуществлением инноваций.
Данные функции взаимосвязаны и осуществляются в процессе управления с четко установленной логической последовательностью.
Инновационный менеджмент должен обеспечить требуемое или желаемое состояние инновационной системы в планируемом периоде, которое выражается совокупностью конкретных характеристик. Для этого организации устанавливают определенные ориентиры развития инновационной организации на заданные периоды времени, а также составляют результат прогнозов и оценки ситуации, ограничения для планируемых инновационных мероприятий.
При реализации функции планирования обосновываются и формируются основные направления и пропорции инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития,
возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках.
Осуществление функции планирования способствует обеспечению конкурентоспособности организации, так как усложняются инновационные проекты, инновационные процессы становятся многовариантными и носят вероятностный характер, развивается специализация и кооперация в инновационной сфере, расширяется хозяйственная самостоятельность и повышается экономическая ответственность организаций за результаты инновационной деятельности.
В рамках целостной системы инновационного менеджмента планирование выполняет следующие задачи:
- структурирование целей инновационной деятельности для конкретных исполнителей;
- формирование программ мероприятий и задач для обеспечения поставленных целей;
- формирование целостной системы целей, подцелей, мероприятий;
- оценка всего комплекса ресурсов по реализации инновационных программ;
- регулирование хода выполнения работ по инновационным проектам.
Контроль как предметная функция менеджмента является завершающим управленческим циклом в инновациях. Он обеспечивает выполнение установленных плановых заданий по достижению принятых
целей развития в заданных организационных условиях.
Различают следующие виды контроля инновационных процессов:
- по целям: стратегический, оперативный;
- по предмету: финансовый, административный;
- по масштабу: полный, выборочный;
- по форме: внутренний, внешний.
Рассмотренные выше основные функции управления инновациями и порядок их осуществления отражают общую технологическую схему инновационного менеджмента. Специфическим фактором успеха инновационного предпринимательства являются специальные обособленные функции инновационного менеджмента (общее название данных функций – социально-психологические) по регулированию отношений между участниками инновационных процессов. К ним относятся делегирование и мотивация.
Между участниками инновационного процесса, отдельными подразделениями инновационного предприятия и исполнителями устанавливаются горизонтальные и вертикальные связи.
Вертикальные связи образуются при формировании организационной структуры инновационного предприятия посредством реализации функции делегирования. При реализации этой функции используются такие категории, как задачи, компетенция и ответственность, которые в совокупности определяют рамочные условия деятельности каждого участника инновационного процесса.
Масштабы и формы делегирования определяют степень централизации системы управления инновациями на инновационном предприятии, развитие научной самостоятельности и хозяйственной ответственности подразделений и исполнителей. На инновационном предприятии необходимо предусмотреть гибкий, динамично развивающийся характер функций делегирования.
При планировании и организации инноваций используются следующие виды делегирования:
- по предмету;
- по форме;
- по характеру.
Предметом делегирования при организации и проведении инноваций являются задачи и полномочия руководителей различных уровней. При организации инноваций делегирование задач и полномочий
по уровням управления происходит в процессе формирования организационной структуры инновационного предприятия или органов управления отдельным проектом. В процессе планирования инноваций делегирование задач и полномочий осуществляется в виде плановых заданий по тематике
НИОКР, производственной программе или по выделенным ресурсам и ограничениям их использования.
По формам делегирования различают линейные и аппаратные типы полномочий. Линейные полномочия делегируются по установленным на инновационном предприятии иерархическим уровням управления. Данные полномочия устанавливаются при формировании организационной структуры инновационного предприятия и составляют содержание его инновационного проектирования.
Аппаратные полномочия носят консультативный, рекомендательный характер и не связаны с исполнительской ответственностью и принятием управленческого решения.
В структуре управления делегированные задачи и полномочия носят постоянный или временный характер. Постоянные задачи или полномочия устанавливаются в линейных типах структур с относительно стабильными условиями функционирования инновационного предприятия.
В проектах, матричных или программно-целевых типах структур задачи и полномочия, которые определяют уровень компетенции руководителя, устанавливаются на время разработки и реализации определенного инновационного проекта.
Процесс делегирования в инновационном менеджменте состоит из трех ступеней:
- постановка задачи делегирования – оценка ситуации, структуризация функций и описание ограничений;
- формирование альтернатив делегирования – делегирование основных и обеспечивающих функций, вариантов;
- принятие решения – сравнение вариантов, выбор эффективного варианта и принятие решений.
В системе социально-психологических функций инновационного менеджмента мотивация выполняет важную задачу стимулирования сотрудников к качественному выполнению делегированных задач. В инновациях персонифицированный характер труда разработчиков усиливает значение психологических факторов в управлении. Конкретное решение задач мотивации в инновационном менеджменте зависит от
принятой концепции ее построения на предприятии, моделей поведения участников инноваций в трудовом процессе, форм стимулирования труда и ряда других факторов.
Организационные схемы построения мотивационного механизма инновационной деятельности на предприятии зависят от конкретных условий и характера выполняемых работ и отличаются большим
разнообразием. Для формирования системы стимулирования на инновационном предприятии принципиальное значение имеют следующие признаки:
- принятая концепция мотивации участников – содержательная или процессуальная;
- применяемый характер вознаграждений – материальный, трудовой или статусный;
- формы стимулирования труда – индивидуальная или коллективная;
- используемые оценки результатов труда – внутренняя или внешняя.
Процесс мотивации в инновационном менеджменте содержит три основные стадии:
- выбор и характеристика объекта мотивации – оценка ситуации, анализ трудовых и персональных аспектов;
- построение вариантов мотивации – анализ концепций мотивации, формирование критериев оценки результатов деятельности, определение способов вознаграждения;
- принятие мотивационного решения – сравнение и экспериментальная апробация вариантов, оценка результатов и принятие решения.
- Процессуальные функции инновационного менеджмента
- Понятие и содержание инновационного менеджмента
- Анализ тенденций интеграционных процессов в менеджменте
- Характеристики интеграции менеджмента в организации
- Понятие и источники интеграции в менеджменте
- Виды полномочий
- Делегирование и распределение полномочий
- Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента
- Характеристики эффективного контроля и его поведенческие аспекты
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу