Делегирование и распределение полномочий

Делегирование всегда означает саморазгрузку, и выигрыш времени для выполнения действительно важных задач категории А.

Основные правила делегирования:

  • подбор подходящих сотрудников;
  • распределение сферы ответственности;
  • делегирование рабочей задачи в полном объеме. Это повышает ответственность за ее выполнение, создает дополнительные стимулы к проявлению инициативы и облегчает контроль результатов;
  • обеспечение баланса властных полномочий и ответственности;
  • координирование выполнения порученных задач;
  • стимулирование, инструктирование и консультирование подчиненных. Они должны иметь необходимую информацию для понимания своей задачи и ожидаемых результатов и вовремя получать ответы на возникающие вопросы;
  • контроль рабочего процесса и его результатов;
  • пресечение попыток обратного или последовательного делегирования;
  • оценка и вознаграждение.

Для подчиненных из делегирования также вытекают специфические обязанности:

  • самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решение под свою ответственность;
  • своевременно и подробно информировать руководителя, ставить его в известность обо всех необычных случаях;
  • координировать свою деятельность с коллегами и заботиться об обмене информацией;
  • повышать квалификацию для того, чтобы отвечать предъявляемым требованиям.

В первую очередь подлежат делегированию: рутинная работа, специализированная деятельность, частные вопросы и подготовительная работа.

Не подлежат делегированию такие функции руководителя, как постановка целей, формулирование стратегии, контроль результатов деятельности подчиненных, руководство сотрудниками и их мотивация,
задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки.

Существуют причины, по которым руководители могут с неохотой делегировать полномочия, а подчиненные – уклоняться от дополнительной ответственности.

К первым относятся:

  1. Уверенность руководителя в том, что он выполнит работу лучше и быстрее, чем его сотрудники, и тем самым сэкономит время.
  2. Отсутствие способности руководить, неосведомленность в проблемах, незнание того, что можно и нужно делегировать сотрудникам и как это делать.
  3. Отсутствие доверия к подчиненным и нежелание рисковать.
  4. Опасение, что подчиненные сделают работу лучше руководителя (конкуренция со стороны подчиненных).
  5. Чрезмерная загруженность работой (посетители, телефоны, совещания и т.п.), которая не оставляет времени на объяснение делегируемых заданий и контроль за их исполнением.

Подчиненные избегают делегирования по следующим причинам:

  1. Нехватка знаний и умений, неуверенность в своих силах, которые выражаются в страхе перед ответственностью.
  2. Боязнь критики за ошибки.
  3. Отсутствие необходимых полномочий для решения задачи (отсутствие информации, ресурсов, власти).
  4. Подчиненному не предлагается каких-либо стимулов для принятия на себя дополнительной ответственности.
  5. Большая загруженность работой или подчиненный считает так.

Делегирование является основным методом децентрализации управления в организации. Децентрализация позволяет получить ряд преимуществ:

  • решения принимаются на должном уровне, то есть там, где возникают проблемы;
  • возрастает гибкость, адаптивность организации;
  • создается дополнительная мотивация сотрудников более низких уровней иерархии;
  • децентрализация способствует раскрытию инициативы, самостоятельности, способностей подчиненных;
  • лучше используются профессиональные знания, опыт сотрудников, растет их компетентность;
  • происходит саморазгрузка руководителя для выполнения важных задач группы А.

Существуют два основных вида полномочий это линейные полномочия и аппаратные, которые еще называют штабные полномочия.
Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Именно такие полномочия предоставляют руководителю
узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий такими полномочиями, имеет право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией, законом и обычаем.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия передаются посредством
скалярного процесса, такая результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)