Понятие и содержание инновационного менеджмента

Инновационный потенциал менеджмента заключается в систематическом определении конкретных путей достижения новых знаний, возможностей для инноваций. Именно вследствие сознательного сосредоточения на максимизации возможностей обеспечивается повышение эффективности деятельности организации. По этому поводу М. Портер подчеркивает, что инновации являются главным орудием в глобальной конкуренции. Превращение инноваций в стратегический ресурс организации привело к становлению инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент является специфической областью экономической науки и профессиональной деятельности, которая должна обеспечивать достижение любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования всего производственного потенциала. Кроме того, инновационный менеджмент – одна из разновидностей функционального менеджмента, объектом которого являются инновационные процессы. Инновационные процессы являются достаточно специфичными, масштабными, сложными и разнообразными по своему содержанию объектами управления, для эффективного развития которых необходимо использовать специальные формы и методы управленческого воздействия.

Структура инновационного менеджмента включает:

  • науку и искусство управления инновациями;
  • вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях;
  • аппарат управления инновациями.

Инновационный менеджмент как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений это есть система процедур, составляющих общую технологическую схему управления нововведениями на инновационных предприятиях. Структура данной системы процедур включает отдельные направления управленческой деятельности (функции менеджмента) и последовательно выполняемые этапы для обеспечения выполнения данных функций.

Состав функций и задач управления должен быть синхронизирован с уровнем инновационной системы и условиями ее функционирования. Это и составляет основу деятельности менеджера в инновационной сфере.

Главной целью инновационного менеджмента является обеспечение долговременного функционирования инновационного предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой
конкурентоспособности инновационной продукции. Рентабельность инновационных предприятий является не целью, а условием и результатом осуществления инновационной деятельности. Обеспечение эффективного и согласованного функционирования всех внешних и внутренних элементов, то есть гармонизация в развитии инновационного предприятия является основной целевой задачей инновационного менеджмента.

Для обеспечения выполнения основной целевой задачи необходимо решить следующие задачи:

  • разработка стратегической инновационной концепции;
  • определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;
  • построение организационной структуры и структуры управления инновациями;
  • планирование производственных процессов и реализации инновационной продукции;
  • планирование кадровой работы;
  • формирование целей инновационной деятельности;
  • организация маркетинговых исследований;
  • оценка и использование прогрессивного опыта и передовых достижений конкурентов («бенчмаркетинг» инноваций);
  • организация кооперации в инновационных программах.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)