Процедура проведения идентификационной экспертизы

Выделение в отдельный вид ТЭ идентификационной экспертизы предполагает распространение на нее основных принципов, требований и процедур, рассмотренных ранее.

В то же время идентификационная экспертиза имеет свои особенности, определенные главной целью экспертизы – разрешением вопроса о тождестве. В настоящее время процедура проведения идентификационной экспертизы потребительских товаров наиболее разработана в Правилах по сертификации однородных групп продукции.

Идентификационная экспертиза является обязательным этапом работы эксперта по сертификации при проведении сертификационных работ. Особенностью проведения идентификационной экспертизы для целей сертификации является требование по снижению затрат на ее проведение.

Поэтому количество показателей идентификации уменьшают и, если это воз можно, рекомендовано ограничиться только органолептическими показателями. Так, в Правилах проведения сертификации парфюмерно косметической продукции процедура идентификации упрощена и осуществляется после отбора образцов на основе оценки требований, предъявляемых к маркировке, упаковке, и по органолептическим показателям, установленным в соответствующих НД.

Следовательно, идентификация парфюмерно косметической продукции для целей сертификации сводится к описанию упаковки, определению полно ты маркировки в соответствии с ГОСТ Р 51391–99 и таких органолептических показателей, как внешний вид, цвет, запах. Очевидно, что такая упрощенная процедура идентификации имеет недостатки.

В настоящее время наиболее подробно разработана процедура идентификации при сертификации продовольственных товаров. Так, например, в общих положениях Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья указано, что при проведении ИЭ проверяют происхождение продукции, ее соответствие товаросопроводительным и нормативным документам, принадлежность к данной партии, в том числе по дате изготовления, выходным данным и другим характеристикам.

Испытания для проверки характеристик (показателей) продукции, позволяющих получить информацию о ее химическом составе, назначении и т. п., проводят в том случае, если это необходимо для идентификации продукции: на пример, при недостаточности или ненадежности полученной документальной информации. В этом случае эксперт по сертификации назначает проведение дополнительных испытаний продукции по органолептическим и отдельным физико-химическим показателям.

Особенностью данной системы сертификации является то, что для всех групп однородной пищевой продукции впервые определены две группы показателей:

  • показатели, используемые при идентификации продукции;
  • показатели безопасности, подлежащие подтверждению
    при обязательной сертификации.

Свою особенность имеет процедура идентификации химической продукции, изложенная в Правилах проведения сертификации.

В них указано, что идентификация химической продукции (товары бытовой химии, изделия из полимеров и т. п.) проводится с целью подтверждения:

  • соответствия конкретной продукции образцу или описанию, представленному заявителем;
  • принадлежности продукции к классификационной группировке (код ОКП, код ТН ВЭД);
  • принадлежности к данной партии, марке, типу и т. д.;
  • соответствия назначению и основным характеристикам, определяющим принадлежность к группе однородной продукции.

Идентификацию сертифицируемой химической продукции рекомендуется осуществлять в два этапа: при отборе образцов и при проведении испытаний. В таблице 7 приведен сравнительный анализ наиболее разработанных процедур проведения идентификации по двум группам однородной продукции – пищевой и химической.

Содержание этапов идентификации свидетельствует об общности работ прежде всего по первому этапу и о различиях – по второму этапу идентификации, проводимой для разных видов продукции.

В настоящее время ведется разработка процедур проведения идентификации: определяются показатели, методы и средства по отдельным группам продукции. Следует отметить, что правилами сертификации для всех видов продукции предусматривается указание в сертификате соответствия таких идентификационных характеристик, как объем, тип, марка и др., что необходимо для проведения идентификации данного товара с данными сертификата соответствия на всех стадиях обращения товара.

При определении общего порядка проведения ИЭ потребительских товаров рассмотрим основные стадии исследований, проводимых с целью решения вопроса о тождестве.

Выделяют три основные стадии исследования:

  • раздельное;
  • сравнительное;
  • оценка результатов сравнения.

Каждая предыдущая стадия подготавливает и делает возможным проведение следующей.
Задача раздельного исследования состоит в установлении показателей идентификации сравниваемых объектов. Свойства идентифицируемого объекта могут быть изучены как непосредственно на объекте, так и на специально подготовленном образце.

Для подготовки образцов, способных отражать достаточно точную совокупность свойств проверяемого объекта, разработаны специальные правила. В криминалистике это могут быть правила получения образцов почерка, в товароведении – правила получения средней пробы, правила отбора проб для физико-механических испытаний, в частности меховых и трикотажных товаров, и т. п.

Задача следующей стадии – сравнительных исследований – состоит в сравнении показателей идентифицируемого и сравниваемого объектов и выяснении, какие показатели этих объектов совпадают и какие различаются. При этом сначала сравнивают интегральные (групповые) свойства, а затем – единичные, индивидуальные. Такая последовательность сравнительного исследования позволяет обнаружить существенные различия уже на ранних его стадиях.

Оценка результатов сравнительного исследования представляет заключительную и наиболее ответственную стадию. Вначале оценивают установленные различия, выясняют их происхождение, определяют, не возникли ли они в результате изменений идентифицируемого объекта. Так, обувь может существенно измениться в процессе носки и ремонта, дубленка – в результате химчистки и т. п.

Интересно
Для правильной оценки обнаруженных различий необходимо изучить режим и условия эксплуатации, хранения возможные умышленные изменения идентифицируемого объекта. Если будет установлено, что обнаруженные различия возникли не в результате изменения объекта, а свойства идентифицируемого и сравнимого объектов не совместимы, то вопрос о тождестве решается отрицательно.

В том случае, если несовместимые свойства сравниваемых объектов отсутствуют, переходят к оценке обнаруженных совпадений. Оценивая их, необходимо определить, является ли установленная совокупность совпадений индивидуальной для объектов или указывает лишь на их сходство (однородность).

Если совокупность совпадений индивидуальна, т. е. неповторима в других объектах, то констатируют тождество объектов идентифицируемого и идентифицирующего и делают положительный вывод. Таким образом, процедуру проведения стадии исследования идентификационной экспертизы можно представить в виде следующей схемы (рис. 11).

Особенность ИЭ потребительских товаров заключается в том, что чаще всего идентифицирующий объект (образец сравнения) заменен на нормативный документ (НД), содержащий требования к конкретному товару.

В этом случае задача решается проще, так как этап исследования объекта сравнения исключается, а сравнительный анализ различий и совпадений проводят между фактическими значениями идентифицируемого объекта и нормами, установленными в НД.

Заключение о тождестве может относиться к индивидуальному объекту: в основном это случаи идентификации, связанные с заявлениями потребителей. В практике идентификационной экспертизы чаще делаются выводы, касающиеся партионной и ассортиментной принадлежности.

Однако установление принадлежности товара к партии обычно начинают с индивидуальной идентификации конкретного товара, установления принадлежности ему частей или принадлежности товара комплекту (набору).
Так как идентификационную экспертизу проводят для разных целей, то в зависимости от этого число критериев и показателей, а также применяемые средства и методы будут различны. Это определяет объем и длительность работ по ИЭ. При выборе критериев идентификации учитывают их значимость.

К наиболее важным критериям при идентификационной экспертизе большинства товаров относят следующие:

  • наименование;
  • фирменное название (марка);
  • фирма изготовитель;
  • нормативные (технические) документы;
  • назначение товара;
  • товаросопроводительные документы.

Наиболее важным критерием идентификации является наименование товара. В зависимости от наименования (вида) товара определяют нормативный документ, назначение, способ применения и условия хранения.

Номенклатура товаров по наименованиям очень разнообразна, она постоянно обновляется, появляются новые виды товаров, поэтому разработать стандарты на каждый вид невозможно. Кроме того, такие товары, как продовольственные, текстильные и косметические, часто имеют сложный и многокомпонентный состав, и поэтому бывает трудно отнести их к тому или иному наименованию.

Практика проведения сертификационных работ показывает, что изготовитель может неправильно указать наименование товара в маркировке. Это связано с тем, что в последнее время появилось много фирм изготовителей, в которых работают не опытные специалисты.

Кроме того, в настоящее время по ряду товаров отсутствуют стандартизированные термины по видам и наименованиям, в том числе по косметическим товарам. На пример, отсутствуют определения признаков отличия по наименованиям таких видов средств гигиены полости рта, как зубные эликсиры, средства для полоскания и ополаскиватели.

Появляются новые виды косметики: сыворотки, активные комплексы и др. В связи с отсутствием установленной терминологии на ряд товаров и неопределенностью отличий одних видов то варов от других их идентификационная экспертиза по наименованию представляет определенную сложность.

Важным критерием для большинства товаров является их фирменное название, фирменная марка.

Она обеспечивает корпоративную идентичность, указывает на происхождение продукции, тем самым помогает потребителю в выборе конкретной продукции. В то же время марка оказывает значительное влияние на цену товара (повышает ее) и поэтому является той характеристикой, которую чаще всего подделывают.

Идентификацию фирменного названия проводят практически одновременно с идентификацией фирмы изготовителя. При идентификации фирмы изготовителя по маркировке определяют страну, фирму изготовитель, ее юридический адрес.

При этом нельзя путать юридический адрес фирмы, указанный в маркировке, со страной, в которой располагается филиал этой фирмы, где и была изготовлена продукция. Крупные косметические корпорации (L, Oreal, Procter & Gamble и др.) имеют свои филиалы во многих странах.

Кроме того, фирмы могут поручать изготовление своей продукции другим производителям (так называемое контрактное производство). Следует учесть, что в условиях рынка марка может динамично развиваться, типовой образ и лого тип трансформироваться. Многие изменения вводят постепенно, чтобы потребители не обратили на это внимания, но специалист такую динамику должен отслеживать, чтобы не принять обновленный образ компании за подделку знака.

Известная торговая марка может быть продана другой фирме. В этом случае наличие фирменной марки на товаре не означает, что товар произведен этой фирмой. Такая принятая практика затрудняет проведение идентификационной экспертизы по определению производства товара.

В ряде случаев средства идентификации могут выступать в качестве критериев идентификации: например, НД, сертификаты соответствия и т. п. Идентификацию на соответствие НД проводят для последующей проверки товаров по наименованию и его основным функциональным характеристикам (свойствам). В маркировке отечественной продукции указывают ГОСТ или ТУ, в соответствии с которыми производится данная продукция. В этом случае необходимо проверить, распространяется ли этот ГОСТ на эту продукцию.

Задача усложняется, если продукция импортная, так как в ее маркировке технические документы не указывают. Поэтому возникает необходимость правильно идентифицировать импортный товар на соответствие НД. Для этого эксперт определяет, по какому отечественному документу можно оценить качество импортного товара. К сожалению, отечественные нормативные документы на ряд товаров отсутствуют, что также затрудняет их идентификацию.

Идентификационную экспертизу проводят на соответствие товара таким товаросопроводительным документам, как сертификат соответствия, удостоверение качества, накладная или инвойс, счет фактура, договор или контракт и др. В торговой практике важной является идентификационная экспертиза на соответствие сертификату соответствия.

По правилам заполнения бланка сертификата соответствия в нем должны быть указаны основные идентификационные характеристики: наименование, название, фирма изготовитель, объем или масса фасовки, классификационный код товара (ОКП или ТН ВЭД), нормативный документ, содержащий требования к товару.

В случае если проводилась сертификация партии в сертификате дополнительно указывают дату изготовления и размер партии. Все указанные характеристики являются критериями идентификации.

Поэтому идентификационная экспертиза товара на соответствие сертификату в основном не представляет сложности, однако для ее проведения необходимо располагать такими средствами, как НД, классификаторы продукции, а также образец товара.

Проведенный анализ позволяет представить процедуру идентификационной экспертизы потребительских товаров в виде последовательных этапов, содержание которых включает раздельное и сравнительное исследование (табл. 8).

Последовательность идентификационной экспертизы остается неизменной, а содержание (объем) работ определяется целью идентификации. Практически всегда идентификацию начинают с изучения и анализа маркировки и товаросопроводительной документации.

Для различных видов идентификации выбирают необходимые общие и специфические критерии и по ним проводят идентификацию. На первом этапе идентификации могут быть определены почти все критерии, однако окончательное суждение об их тождестве и достаточности может быть сделано только на заключительном этапе.

Важным является осмотр упаковки или потребительской тары и самого товара. При этом проверяют соответствие товара по упаковке, что может стать косвенным подтверждением тождества товара. Далее в соответствии с особенностями товара и выбранными критериями проводят выбор показателей идентификации и методов их определения.

Сравнительные исследования проводят при наличии идентифицирующего образца или путем сравнения результатов испытаний с данными нормативных, технических и других доку ментов. На этапе документального оформления делают вывод о тождестве и оформляют соответствующие документы.

Таким образом, независимо от целей проведения идентификационной экспертизы и ее объектов (в данном случае товаров) общий порядок, включающий выбор критериев, показателей и методов, раздельное исследование объектов, сравнительное исследование и оценку результатов (вывод о тождестве), остается постоянным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)