Проксемика

Проксемика – пространственно-временная система общения – объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию, которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

Интересно
Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Обычно средства проксемики также выполняют регулирующую функцию. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений.

Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль мегакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

Однако тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых и выступает как чисто коммуникативная функция.

В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные (молчание) и акциональные (акт, действие) компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (например, подать тетрадь) адресат выполняет просьбу.

Примером силенциальной компоненты может служить ситуация, когда руководитель вызвал подчиненного в кабинет, подчиненный входит, а руководитель несколько минут молчит, листает бумаги, лежащие перед ним на столе.

Само по себе действие: просмотр бумаг – нейтрально, но в совокупности с молчанием создает драматизм, напряжение.

Поведенческие (практические) невербальные сигналы могут использоваться как самостоятельно, так и в совокупности с вербальными средствами, в процессе коммуникации может происходить их чередование.

Специалистами ведутся дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем.

Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербальным сигналам благодаря слуховым или зрительным рецепторам.

Проводились также наблюдения за жестикуляцией людей различных наций и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников – обезьян.

Было установлено, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, а представители различных культур используют одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоций, что подтверждает гипотезу о наличии врожденных жестов.

Тем не менее большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено.  Одной из наиболее серьезных ошибок, которую допускают новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств.

Например, почесывание затылка может означать множество вещей – заболевания кожи головы, наличие паразитов, неуверенность, забывчивость или вранье – в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации нужно учитывать весь комплекс – сопровождающие обстоятельства и жесты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)