Причины возникновения конфликтов в деловом общении

В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего образа, своего «я». Они необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического комфорта личности.

Вместе с тем эти же механизмы могут затруднить восприятие критических замечаний, так как нарушают единство созданного внутреннего образа, представления о себе.

Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры и конфликтность поведения.

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

  • объект конфликта;
  • участники конфликта;
  • социальная среда, условия конфликта;
  • субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

В качестве объекта конфликта чаще всего выступают потребности, удовлетворение которых рассматривается как его цель. Это могут быть материальные, духовые и социальные ценности и т. п.

Интересно
Главными участниками конфликта выступают противоборствующие стороны, определяющие тип конфликта и число вовлеченных сторон. Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники, которые имеют для его развития второстепенное значение.

Роли участников сильно различаются как с социальной, так и с психологической точки зрения.

Не менее важную роль в конфликте играет его макросреда, т. е. те условия, в которых он развертывается. Применительно к организации это могут быть как формально закрепленные элементы (институты, организационная структура), так и неформальные структуры.

Наконец, субъективное восприятие (образ) конфликта включает в себя представления об участниках конфликта и о его внешней среде.

Вне зависимости от причин возникновения конфликтов руководитель должен справляться со своей задачей: предупреждать конфликты и конструктивно разрешать их.

Предупреждению конфликта способствует грамотная организация управленческой деятельности, бесконфликтное взаимодействие и общение с подчиненными, а разрешению конфликта – учет интересов друг друга, разницы в должностных статусах, индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния, подход к разрешению противоречия с различных сторон.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)