Профессиональное обучение как средство исправления осужденных

В ИУ организуются обязательное профессионально-техническое образование и профессиональная подго­товка осужденных, не имеющих профессии (специальности) (ст. 103 УИК). Отношение осужденных к получению профес­сионально-технического образования и профессиональной подготовке учитывается при определении степени их исправления (ст. 103 УИК).

В настоящее время практически все ИУ располагают профес­сионально-техническими училищами или их филиалами. Они решают задачи, связанные с формированием трудовых навыков, ростом производительности труда, повышением качества выпускаемой продукции, экономией сырья и материалов, воспитанием нравственных качеств человека-труженика.

Особо следует отметить задачу обучения в кратчайший срок вновь прибывающих осужденных специальности, соответствующей требованиям производства учреждения. В то же время учитываются возможности получения другой специальности, которая стала бы основной после отбытия наказания.

Организационными формами профессионального образования осуж­денных являются индивидуальное, бригадное, курсовое обучение, обучение в школах передового опыта и в классах мастеров, а также обучение в профессионально-техническом училище.

Индивидуальное обучение осужденных, имеющих небольшой срок наказания, осуществляется шефом или наставником из числа квалифицированных специалистов.

Главная задача индивидуальной подготовки – быстрее включить осужденного в трудовую деятельность

Бригадное обучение реализуется в группах до 10 человек под руководством инструктора – опытного специалиста. Задача – подготовка большого количества рабочих массовых профессий. Курсовое обучение выполняется в виде курсов в составе от 10 до 70 человек. На курсах изучается теория и проводятся практические занятия. Курсовая подготовка решает задачи повышения квалификации, изучения нового оборудования, новой технологии, обучения передовым методам труда, а также вторым и смежным специальностям.

В школах передового опыта осужденные знакомятся с передовыми методами труда без отрыва от производства. К этой работе привлекаются передовики труда, рационализаторы из числа осужденных, коллективы шефствующих предприятий. В классах мастеров, как правило, обучается 25–30 человек по одной или смежным специальностям.

Задачей обучения в классах мастеров является обеспечение предприятий колоний квалифицированными рабочими. Обучение ведется без отрыва от производства. Комплектуются классы мастеров из числа осужденных ведущих профессий, бригадиров и мастеров-практиков, положительно характеризующихся.

Интересно
Высшей формой профессионального образования в ИУ является обучение в профессионально-техническом училище. В первую очередь в ПТУ зачисляются осужденные, не имеющие никакой специальности.

Комплектованием учебных групп занимаются мастера училища совместно с начальниками отрядов, старшим инспектором по трудовому и бытовому устройству осужденных. Это содружество помогает точнее осуществлять профориентацию правонарушителей. С этой же целью проводятся дни открытых дверей в училищах и их филиалах. Желающие получить какую-либо профессию могут посетить соответствующие классы и мастерские, ознакомиться с техническими средствами обучения.

Для качественного профессионального образования обучаемых, быстрой их адаптации на производстве практика проходит в цехах, где затем выпускникам ПТУ предстоит трудиться. Мастера производственного обучения разрабатывают подробную и конкретную программу трудового участия практиканта в составе бригады. Самостоятельная работа учащихся способствует скорейшему профессиональному становлению, вырабатывает умение самостоятельно мыслить, принимать решения.

Эффективной формой улучшения подготовки рабочих кадров в ПТУ являются ежегодные конкурсы на звание лучший по профессии, лучшие учебные кабинеты и мастерские, лучшая организация технического творчества. В штабе колонии, каждом цехе, на каждом участке можно оформлять уголок рационализатора.

Необходимо учесть и другой момент: профессиональное обучение осужденных направлено в первую очередь на подготовку рабочих для нужд своего предприятия.

В ряде мест (особенно с трудоизбыточными трудовыми ресурсами) подготовленные в ИУ специалисты по выходе на свободу не находят применения своим специальностям, например, таким, как швея-мотористка.

Поэтому профессиональное образование в местах лишения свободы следует ориентировать не только на нужды ИУ, но и на нужды региона, где будет проживать осужденный после освобождения. Это обеспечит более эффективную его социальную адаптацию после освобождения от наказания.

Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)