Профессии в эпоху постиндустриального общества

В работах знаменитого американского социолога и футуролога Э. Тоффлера раскрывается специфика трансформации профессионально-трудовых отношений в аспекте эволюции общества. Если традиционное общество было ориентировано на сельскохозяйственное производство и обеспечение хотя бы минимального уровня существования, то промышленная революция вызвала не только изменение форм хозяйственных отношений, но и сдвиги в профессиональной структуре.

Урбанизация, рыночная экономика, машинное производство, возникновение пролетариата и буржуазии стимулировали переход в индустриальную эпоху или, по терминологии Э. Тоффлера, «общество второй волны».

Формируется всё известное нам многообразие профессиональных отношений и видов дифференциации труда. В конце 1960-х гг. происходит конституирование постиндустриальной социальной системы, в которой значительно возрастает престиж образования, классы предпринимателей и рабочих теряют былую значимость и уступают место менеджерам, учёным, медикам, педагогам, юристам, в целом, – работникам сферы услуг. Последняя начинает доминировать над первичным и вторичным секторами экономики.

Наступление «общества третьей волны» (постиндустриального общества) органично связано с появлением корпораций и специализированной группы управленцев в «теле» индустриального общества. Корпоративные отношения пронизывают весь социум, затрагивая не только собственно экономические, но и политические, социальные и культурные процессы.

В таких условиях приоритетной целью профессиональной деятельности становится накопление и распространение знаний. Научно-технический прогресс высвобождает время для отдыха и развлечений, что и вызывает растущую роль сектора услуг, с одной стороны, и возникновение наукоёмких технологий и коммуникационных сетей для генерации и трансляции информации.

Место рабочих, создававших предметы потребления эпохи классического капитализма, занимает «когнитариат» – работники интеллектуального труда, обладающие высокой квалификацией и навыками работы с информацией. Обратной стороной данной ситуации выступают рост безработицы и необходимость постоянной профессиональной переподготовки в течении всей человеческой жизни, в том числе – готовность к постоянной смене профессий.

Интересно
Труд становится всё более и более индивидуализированным, технически сложным и невозможным без конкретных знаний и навыков, но при этом он также требует повышения мобильности, абстрактизации и перехода от конкретных к общим, междисциплинарным умениям. Таким образом, в «обществе третьей волны» профессионал должен обладать «метаквалификацией», позволяющей ему быть конкурентоспособным на рынке труда.

Во второй половине ХХ в. профессиональные группы становятся предметом социально-стратификационного анализа. Для социальной науки большое значение имеет ответ на вопрос о положении классов в индустриальном обществе, что позволило бы отвергнуть одну из концепций – марксистскую или веберианскую.

В процессе решения данной задачи социологи уделили особое внимание различным профессиональным группам, поскольку именно с ними должно быть связано развитие человеческого сообщества. В целом, все подходы близки в признании возникновения «нового среднего класса», объединяющего интеллектуалов и монополизирующего доступ к информации и принятие на её основе общественно значимых решений.

Как альтернатива неомарксизму начала активно развиваться либеральная концепция профессионализма. В ней была выдвинута теория об обуржуазивании рабочего класса, по стандартам жизнедеятельности и ценностным ориентациям приближавшегося к средним слоям (Ф. Цвейг). Д. Белл и Д. Мойнихен исходили из эмпирически проверенного утверждения о выравнивании в развитом индустриальном обществе отношений собственности и основанных на них жизненных шансах.

Вместо материальных факторов людей начинает стратифицировать их род деятельности, профессия. Профессиональные привилегии, престиж, автономия и власть стирают привычные представления о социальных границах и предлагают вместо них новые. Собственность, место в структуре общественного разделения труда и происхождение отходят на зданий план и уступают место иными параметрам: доступ к политической власти и контролю, сфера занятости и вид профессии, уровень образования и культуры, социальная интеграция.

В этой связи Т. Кларк, С.М. Липсет и У. Бек предлагают говорить о «смерти класса» и переходе к бесклассовому или условно-статусному обществу.

Согласно С. Липсету и Т. Кларку, новый класс состоит из нескольких групп:

  • «создающие интеллектуалы» – учёные, деятели искусства, владельцы СМИ, артисты и т. д. Задачи их существования – создание культуры, внедрение инноваций, интерпретация объективной действительности и формирование общественного мнения;
  • «распределяющие интеллектуалы» – педагоги, журналисты, клерки и т. д., которые передают культурные ценности всему обществу;
  • «критические интеллектуалы» – творческие личности, в целом негативно относящие к сложившемуся в обществе положению дел.

Д. Мойнихэн предложил понятие «профессионализация среднего класса» в качестве концептуального основания перестройки социетальной системы. По его оценке, общественные отношения в американском обществе выстраиваются не на базе борьбы депривированных слоёв рабочих, крестьян, интеллигенции и т. д. с элитой, а на основе включения в информационные потоки, возможности получения уникальной информации, доступной только высококвалифицированным специалистам. Высшее образование играет ключевую роль в данной трансформации, открывая доступ в категорию профессионалов всем, обладающим определёнными талантами.

Высокая роль знаний в постиндустриальном обществе стала основанием для конституирования интеллигенции как отдельного субъекта социально-политических отношений, точнее – маркировки нового среднего класса как «оверстраты» интеллектуалов («когнитариат», «салариат», «аналитики символов», «работники знания»).

Американский социолог Д. Белл подробно описал социальный состав «нового среднего класса»:

  • учёные, создающие и распределяющие знания;
  • деятели культуры и искусства (художники, писатели, скульпторы);
  • распространители культуры (журналисты, книгоиздатели, литературные критики);
  • работники индустрии развлечений;
  • трансляторы знаний: педагоги, инженеры, юристы, врачи;
  • менеджеры социально значимой сферы (образование, медицина).

Все перечисленные группы внутренне дифференцированы и неоднородны по объёмам власти, дохода и престижа.

Однако если рассматривать структуру интеллектуалов не с точки зрения их разделения по сферам и формам труда, а на основе лояльности общественному строю, то можно выделить три категории:

  • культурные клерикалы, хранители ортодоксии в обществе;
  • политически настроенные интеллектуалы, работающие на правительство, или бизнес-элиты;
  • идеологические интеллектуалы, ценностно ангажированные сторонники определённого общественного порядка.

Американский социолог испанского происхождения М. Кастельс выявил факт размывания среднего класса в результате феномена социальной эксклюзии (социального исключения) – разрыва связи между людьми с одной стороны, и профессиональными группами – с другой. С точки зрения логики общественной системы растёт число индивидов, не представляющих никакого значения для неё, ни как производители, ни как потребители. Таким образом формируется спираль социального исключения.

Пролетариат постиндустриального общества не играет почти никакой роли в процессе экономического производства, его роль – массовое потребление; производящим классом становится интеллектуальная элита. Происходит становление «биполярной» рабочей силы – раскола между информациональными производителями и массой рабочей силы, которую потенциально можно заменить техникой. Глобальный информациональный капитализм приводит к маргинализации 80 % населения, поскольку для него достаточно 20 % работников. Таким образом, мир оказывает ввергнут в мировую волну репролетаризации.

Современный американский социолог Р. Флорида предложил понятие «креативного класса» для описания ключевой группы постиндустриального общества. По своей сути это – глобализированный класс, активно включённый в международные социокультурные, экономические и политические процессы, создатель общественного мнения, ценностный референт, инициатор общественных и политических трансформаций.

К нему относятся писатели, учёные, деятели искусства, PR-менеджеры, дизайнеры, архитекторы, инженеры, медики, преподаватели, юристы, финансисты и т. д. Для представителей креативного класса личностное и профессиональное саморазвитие важнее, чем карьерный рост (хотя справедливости ради следует отметить, что сам по себе статус члена креативного класса на Западе весьма высок и гарантирует обеспеченное существование), также характерны стремление к личной свободе, толерантность, демократизм и пр.

По численности креативный класс обошёл рабочих и выступает флагманом постиндустриального производства. При этом он обладает отличительной чертой гипермобильности (отдельные профессионалы, вроде учёных или инженеров, представляют собой исключение из этого правила), что уничтожает ценности верности предприятию, профессиональной преемственности и акцентирует внимание на индивидуальной удовлетворённости трудом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)