Принципы налогового контроля
Одним из важнейших принципов налогового контроля выступает законность, которая понимается, с одной стороны, как нацеленность контрольных мероприятий на установление законности поведения налогоплательщиков и налоговых агентов в качестве подконтрольных субъектов, а с другой стороны — как соблюдение налоговыми органами процедурных правил при совершении налоговых мероприятий.
В этой связи к общим началам налогового контроля следует отнести также принципы документирования результатов налогового контроля и процессуализации контрольных мероприятий.
Единый порядок проведения налогового контроля не исключает использования особых организационных и юридических правил налогового контроля в отдельных ситуациях, особо оговоренных в самом Налоговом кодексе РФ (например, при использовании системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).
Налоговый контроль должен отвечать требованиям всеобщности и полноты охвата. Это принцип не раз комментировался органами правоприменения.
Так, Конституционный Суд РФ в одном из своих решений отмечал, что налоговому контролю подлежат «как организации, так и физические лица независимо от приобретения или утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов» (определение КС РФ от 25.01.07).
Важным организационным принципом налогового контроля выступает плановый и регулярный характер его проведения.
В ходе налогового контроля должностные лица налоговых органов должны в качестве приоритета при организации и планировании контрольных мероприятий ориентироваться на защиту прав и законных интересов налогоплательщиков: налоговое законодательство обязывает их хранить налоговую тайну, не допускает вмешательства в хозяйственную деятельность налогоплательщиков и причинения им неправомерного вреда в результате проведения контрольных мероприятий.
Должностные лица налоговых органов при проведении контрольных мероприятий исполняют обязанность, закрепленную Налоговым кодексом РФ при установлении правового статуса налогового органа, — обязанность корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство (ст. 33 НК РФ).
Налоговый кодекс РФ содержит запретительную норму, в соответствии с которой при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений российского законодательства.
А также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую и аудиторскую тайну (ст. 82 НК РФ).
- Мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях
- Обжалование налогоплательщиком актов налоговых органов действий и бездействия их должностных лиц
- Информирование и консультирование налогоплательщика
- Налоговая тайна
- Защита законных интересов налогоплательщика: презумпция добросовестности налогоплательщика
- Принципы налоговой ответственности
- Налоговая ответственность: понятие и мера ответственности
- Грубое нарушение правил учета
- Длящиеся правонарушения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу