Обжалование налогоплательщиком актов налоговых органов действий и бездействия их должностных лиц

Право граждан и организаций обжаловать акты налоговых органов вытекает из особенностей публично-правовых правоотношений, которые строятся на началах неравенства сторон.

Акты налоговых органов могут оказаться дефектными в силу различных причин: ошибки в процессе правоприменения, некомпетентность должностного лица налогового органа и т. д.

В таких ситуациях права налоговых органов и их должностных лиц, наделенных властными полномочиями, должны быть уравновешены» правом подвластной стороны налогового правоотношения (налогоплательщика, налогового агента, иного заинтересованного лица) обжаловать акты налоговых органов, а также действия и бездействие их должностных лиц.

Право обжаловать решения, действия (бездействие) органов государственной власти и их должностных лиц гарантируется Конституцией РФ:

  • ст. 33: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления»;
  • ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»;
  • ст. 46: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Применительно к налоговой сфере право на обжалование закреплено в Налоговом кодексе РФ, в котором установлено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В упомянутой норме предметом обжалования названы акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия и бездействие должностных лиц налоговых органов.

Что же касается подзаконных нормативных актов по налогам и сборам, то они могут быть обжалованы в особом порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ, граждане или организации, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Налоговый кодекс РФ с момента его принятия закреплял за налогоплательщиком и иными заинтересованными лицами как право обратиться в суд для разрешения различного рода налоговых споров (судебное обжалование), так и право обратиться с жалобой на ненормативные акты налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (досудебное обжалование).

При этом допускалось использование как параллельного, так и последовательного механизмов обжалования. Право выбора способа обжалования принадлежало самому заинтересованному лицу.

Нетрудно предположить, что следствием такого выбора модели обжалования стало существенное увеличение нагрузки на судебные органы.

Реагируя на это, государство взяло последовательный курс на развитие досудебного урегулирования налоговых споров, стремясь разгрузить суды от обрушившейся на них лавины налоговых жалоб, прежде всего, в связи с принятием решений по итогам проведения налоговых проверок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)