Принципы налоговой ответственности

Понятие и сущность налоговой ответственности отчетливо проявляются в ее принципах, под которыми понимаются общие подходы, условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Законность как принцип налоговой ответственности интерпретируется в Налоговом кодексе РФ следующим образом: никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

Такой подход к определению законности позволяет разграничить два основных ее аспекта:

  • материально-правовой аспект: законность основания налоговой ответственности, означающая, что налоговая ответственность возникает только в случаях, прямо предусмотренных законом;
  • процессуально-правовой аспект: законность налогового процесса, предполагающая, что ответственность за налоговые правонарушения наступает в процессуальном порядке, установленном законом.

Раскрывая понятие законности основания налоговой ответственности, отметим, что налоговая ответственность может наступать только за те деяния, которые на момент их совершения признаются налоговыми правонарушениями. При этом составы налоговых правонарушений могут устанавливаться только в Налоговом кодексе РФ.

Налоговое законодательство не допускает применения норм закона по аналогии; на это не раз обращала внимание судебная практика (например, письмо Президиума ВАС РФ от 31.05.1999).

Составы налоговых правонарушений закрепляются с учетом требования формальной определенности, однако полностью избежать использования относительно определенных норм в налоговом деликтном праве не удается: законодатель использует ряд оценочных категорий — «тяжелые личные или семейные обстоятельства», «неустранимые последствия», «обстоятельства непреодолимой силы» и т. д.

Характеризуя проявления требования законности налогового процесса, отметим то, что законодатель установил только существенные нарушения процессуальных правил в качестве основания для отмены решения руководителя налогового органа о привлечении к ответственности. К числу таких существенных нарушений относятся:
  • обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения;
  • иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем налогового органа неправомерного решения.

Налоговый кодекс РФ устанавливает принцип однократности налоговой ответственности (non bis idem — не дважды за одно).

Налоговый кодекс РФ устанавливает: никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Не допускается повторно возбуждать дело о налоговом правонарушении, по которому уже имеется вступившее в законную силу решение суда или налогового органа.

Мы уже упоминали, как Конституционный Суд РФ применял принцип однократности ответственности при оценке ситуации одновременного привлечения к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) и за неуплату, неполную уплату налога (ст. 122 НК РФ).

В обоих составах основным квалифицирующим признаком определено занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога.

В такой ситуации лицо, совершившее правонарушение пост. 120 (грубое нарушение правил учета), может быть привлечено к ответственности и пост. 122 (неуплата или неполная уплата налога), и это, по мнению Конституционного Суда РФ, нарушает принцип однократности привлечения к ответственности.

Как уже отмечалось, налоговые правонарушения близки по составу с правонарушениями в сфере налогообложения, содержащими признаки преступления, и с правонарушениями, содержащими признаки административного правонарушения.

Одновременное привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности и уголовной ответственности не допускается.

На практике это регулируется в соответствии с нормой Налогового кодекса РФ, в которой установлено, что если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик не уплатил указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения налогового преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о налоговых преступлениях, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Налоговый кодекс РФ закрепил положение, по которому привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности.

В этом случае принцип однократного привлечения к ответственности не нарушается, поскольку к налоговой и административной ответственности привлекаются разные субъекты: организации — к налоговой ответственности, а ее должностные лица — к административной ответственности.

Налоговое право исходит также из того, что привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить при-читающиеся суммы налога и пени.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)