Принципы и субъекты информирования избирателей

Информирование избирателей – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и заключающаяся в доведении до сведения избирателей информации, связанной с выборами.

К принципам информирования избирателей относятся объективность, достоверность, соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, свобода деятельности организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации (Далее – СМИ).

Принцип объективности предполагает освещение избирательной кампании вне зависимости от личных предпочтений журналистов. Требование достоверности означает, что информация о предвыборных мероприятиях должна соответствовать действительности. Принцип соблюдения равенства прав кандидатов, избирательных объединений предполагает обеспечение равных возможностей для кандидатов, избирательных объединений при освещении их предвыборной деятельности в СМИ.

Принцип свободы деятельности организаций, осуществляющих выпуск СМИ, озна­чает, что деятельность организаций, осуществляющих выпуск СМИ, осуществляется свободно. Перечисленным требованиям должно отвечать содержание любых информационных мате­риалов, размещаемых в СМИ или распространяемых иным способом в порядке информирования избирателей.

Различают официальное и неофициальное информирование избирателей. К субъектам официального информирования избирателей относятся: избирательные комиссии, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Избирательные комиссии обязаны информировать избирателей об избирательном законодательстве, о кандидатах и избирательных объединениях, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий (п. 3 ст. 45 ФЗ «Об основных гарантиях…»).

Органы государственной власти и местного самоуправления, а также командиры воинских частей, капитаны ко­раблей, руководители дипломатических представительств РФ за рубежом, иные должностные лица вправе распространять информацию о ходе подготовки и проведения выборов, о сро­ках и порядке совершения избирательных действий, об итогах голосования и результатах выборов.

Закон ограничивает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по информированию избирателей, устанавливая запрет распространения любой информации о кандидатах и политических партиях, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов). Эта норма необходима в связи с тем, что информирование о кандидатах и избирательных объединениях со стороны указанных органов может быть воспринято избирателями как поддержка конкретных кандидатов и политических партий, т. е. быть скрытой формой агитации, что недопустимо (п. 7 ст. 48).

Интересно
Сообщения в рамках официального информирования избирателей размещаются в государственных и муниципальных СМИ бесплатно. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в печатных периодических изданиях такие сообщения о предвыборных мероприятиях должны даваться отдельным информационным блоком, без комментариев. При этом не должно отдаваться предпочтение каким-либо кандидатам и избирательным объединениям ни по времени освещения предвыборной деятельности, ни по объему площади отве­денной сообщениям.

К субъектам неофициального информирования избирателей относятся: организации, осуществляющие выпуск СМИ, редакции сетевых изданий, юридические и физические лица. Разновидностями неофициального информирования участников избирательного процесса являются освещение избирательной кампании организациями, осуществляющими выпуск СМИ, а также опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами.

Под освещением избирательной кампании организациями, осуществляющими выпуск СМИ, и журналистами в рамках неофициального информирования следует понимать распространение связанных с выборами материалов в программах новостей, а также посвященных выборам публикаций, подготовленных редакциями и журналистами. Неофициальное информирование избирателей предоставляет организациям, осуществляющим выпуск СМИ, и журналистам возможность выразить собственное мнение.

При опубликовании результатов опросов общественного мнения редакции СМИ, граждане и организации, его осуществляющие, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, количество опро­шенных, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, лицо, заказавшее проведение опроса и оплатившее его публикацию. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов голосования, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно- телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)