Проведение предвыборной агитации через средства массовой информации

Под предвыборной агитацией через СМИ понимается агитация на каналах организаций телевидения и радиовещания, а также агитация в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях, зарегистрированных как СМИ.

К СМИ, которые предоставляют услуги кандидатам и политическим партиям для проведения предвыборной агитации, предъявляются следующие требования:

  • они должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке не менее чем за 1 год до дня опубликования решения о назначении выборов;
  • не позднее 30 дней после опубликования решения о назначении выборов СМИ обязаны обнародовать условия оплаты эфирного времени и печатной;
  • в этот же срок необходимо уведомить соответствующую избирательную комиссию о своем намерении предоставить печатную площадь и эфирное время для проведения предвыборной агитации.

Предвыборная агитация через СМИ может проводиться в различных формах: пресс-конференций, публичных дебатов, интервью, выступлений, дискуссий, круглых столов, выступлений, видеороликов, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, политической партии и в иных не запрещенных законом формах.

Избирательным законодательством предусмотрена возможность предоставления эфирного времени и печатной площади кандидатам и политическим партиям как на платной, так и на бесплатной основе. При этом должен быть заключен соответствующий договор между кандидатом, политической партией и организацией СМИ.

На бесплатной основе свои возможности предоставляют только государственные или муниципальные (в зависимости от уровня выборов) теле- и радиокомпании и печатные издания. Расходы телерадиокомпаний, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени для предвыборной агитации, покрываются за счет их бюджетного финансирования. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

Обычно для агитации выделяется временной промежуток между 7 и 10, 18 и 23 часами по местному времени. Общий объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого для проведения предвыборной агитации, должен составлять для общероссийских государственных организаций телерадиовещания не менее 60 минут по рабочим дням, для региональных государственных и муниципальных организаций – не менее 30 минут, а в случае если общее время вещания телерадиокомпании составляет менее двух часов – не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени отводится для проведения кандидатами, избирательными объединениями совместных мероприятий: предвыборных дебатов, дискуссий, «круглых столов».

Интересно
Субъекты агитации вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии, мотивируя свой отказ или не комментируя его вообще. И то, и другое встречается в избирательной практике. Отказ кандидата, избирательного объединения от совместных агитационных мероприятий не влечет увеличения объема предоставляемого им бесплатного эфирного времени. Другая половина предоставляемого телерадиокомпанией бесплатного эфирного времени распределяется в равных долях между зарегистрированными кандидатами либо избирательными объединениями.

Все теле- и радиокомпании обязаны предоставлять эфирное время на равных условиях для всех кандидатов и избирательных объединений. Обеспечение равных условий означает равенство в условиях заключения договоров, предоставление равных возможностей в получении эфирного времени или пе­чатной площади по их размещению в эфире или на страницах газеты. С учетом необходимости соблюдения принципа равенства кандидатов, избирательных объединений, избира­тельным законодательством предусмотрен такой способ распределения эфирного времени, как жеребьевка.

Например, п. 13 ст. 52 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливает, что жеребьевка, в результате которой определяются дата и время выхода в эфир на бесплатной основе предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, политических партий, совместных агитационных мероприятий на каналах общероссийских и региональных государственных организаций телерадиовещания, проводится с участием представителей организаций телерадиовещания соответственно ЦИК РФ и избирательной комиссией субъекта РФ.

Жеребьевка проводится по завершении регистрации кандидатов, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
Порядок проведения жеребьевок на федеральных выборах устанавливается ЦИК России, на региональных – избирательной комиссией субъекта РФ. Результаты жеребьевки оформ­ляются протоколом установленной формы. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется соответственно в общероссийских государственных и региональных государственных периодических печатных изданиях.

Негосударственные СМИ, зарегистрированные в установленном законом порядке, имеют право предоставлять свои возможности для предвыборной агитации только за плату. Они самостоятельно определяют сроки и порядок предоставления эфирного времени, оплата которых должна осуществляться на равных условиях исключительно через соответствующие избирательные фонды.

Избирательными комиссиями ведется контроль за соблюдением СМИ избирательного законодательства при их участии в проведении предвыборной агитации. Опубликование агитационных материалов с нарушением требований избирательного законодательства влечет привлечение редактора, организации СМИ к административной ответственности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)