Административный порядок разрешения избирательных споров

Избирательные комиссии как коллегиальные органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов, согласно п. 3 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях…» обеспечивают реа­лизацию и защиту избирательных прав граждан РФ.

Для предварительного рассмотрения обращений из соста­ва членов конкретных комиссий с правом решающего голоса формируются рабочие группы. Создание подобных групп и их специализированная деятельность по предварительной подго­товке материалов для принятия избирательными комиссиями решений по существу жалоб помогают быстрее и эффективнее разрешать споры.

Избирательные комиссии в пределах их компетенции рас­сматривают поступившие в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводят проверки по этим обра­щениям и дают лицам, их направившим, письменные ответы.

Письменные ответы комиссии направляются заявителям в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосова­ния или в день, следующий за днем голосования, – немедлен­но.

Кроме того, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним прини­маются не позднее чем в десятидневный срок. Если обраще­ние указывает на нарушение закона кандидатом, избиратель­ным объединением, то данные субъекты избирательного про­цесса должны быть незамедлительно оповещены о поступив­шем обращении и вправе давать объяснения по существу об­ращения.

Избирательные комиссии вправе обращаться с представ­лениями о проведении проверок и пресечении нарушений за­кона в правоохранительные органы и органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосо­вания, – не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем го­лосования, – немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о резуль­татах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, соответ­ствующие меры принимаются не позднее чем в десятиднев­ный срок.

Важным правомочием наделяются члены избирательных комиссий с правом решающего голоса – они составляют протоколы об административных правонарушениях, если упол­номочены на то соответствующими избирательными комиссиями (п. 21. 2 ст. 29 ФЗ «Об основных гарантиях…»).

В силу п. 1 ч. 5 ст. 28. 3 КоАП РФ протоколы составляются по стать­ям 5.3 – 5.5, 5.8 – 5.10, 5.12, 5.15, 5.17 – 5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56, 5.64- 5.68, предусматривающим административную от­ветственность за нарушения избирательных прав граждан, в частности, например:

  • неисполнение решения избирательной комиссии; нарушение порядка участия СМИ в информацион­ном обеспечении выборов;
  • нарушение предусмотренных за­конодательством о выборах порядка и условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций, осуществ­ляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических пе­чатных изданиях;
  • изготовление распространение или разме­щение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах;
  • незаконное использование де­нежных средств при финансировании избирательной кампа­нии кандидата, избирательного объединения;
  • сбор подписей избирателей в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным за­коном и др.

Однако законодатель, наделяя в ФЗ «Об основных гаран­тиях…» членов избирательных комиссий с правом решающе­го голоса таким правомочием, фактически вышел за пределы принципа коллегиальности работы комиссий.

Интересно
Протокол об административном правонарушении состав­ляется немедленно после выявления совершения администра­тивного правонарушения. Если требуется дополнительное вы­яснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых воз­буждается дело об административном правонарушении, такой протокол составляется в течение двух суток с момента выяв­ления административного правонарушения.

В случае прове­дения административного расследования, срок которого не может превышать 1 месяца (в исключительных случаях он может быть продлен еще на 1 месяц), протокол составляется по окончании расследования.

Решения и действия (бездействие) комиссий и их долж­ностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую ко­миссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения ни­жестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие или бездействие) и принять решение по существу;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие или бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и при­нять решение по существу (совершить определенное дей­ствие).

Решения или действия (без­действие) какой избиратель­ной комиссии обжалуется В какой комиссии обжалуется
избирательной комиссии по­селения или ее должностного лица в избирательной комиссии муниципального района
избирательной комиссии му­ниципального района, город­ского округа, внутригород­ской территории города фе­дерального значения или ее должностного лица в избирательной комиссии субъекта РФ
избирательной комиссии субъ­екта РФ или ее должностного лица в ЦИК РФ

При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан, на заседание комис­сии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездей­ствие) которых обжалуются или являются предметом рас­смотрения.

Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для подачи жалобы в суд. Если заявитель одновременно обратился и в избирательную комиссию, и в суд, то в таком случае комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в за­конную силу. Вынесенное судом решение по существу жало­бы дает основание для комиссии прекратить ее рассмотрение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)