Установление итогов голосования и определение результатов выборов

После подписания членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса первых экземпляров протоколов об итогах голосования, а также выдачи их заве­ренных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, они немедленно поэтапно поступают в вышестоящие избирательные комиссии (система комиссий зависит от уровня и вида выборов).

Каждая вышестоящая избирательная комиссия суммиру­ют полученные от нижестоящих комиссий данные и оформля­ет свое решение протоколом об итогах голосования, который передается дальше – в избирательную комиссию, устанавли­вающую итоги голосования в целом по территории, на кото­рой проводились выборы, и определяющую результаты соот­ветствующих выборов.

Так, например, по выборам Президента РФ определяет их результаты ЦИК РФ, по выборам высшего должностного лица субъекта РФ – избирательная комиссия конкретного субъекта РФ, по выборам главы муниципального образования – избирательная комиссия соответствующего муниципального образо­вания. По выборам депутатов Государственной Думы окружные избирательные комиссии определяют результаты по од­номандатным избирательным округам, а ЦИК РФ – по федеральному избирательному округу.

Условия признания выборов состоявшимися зависят от того, какие выборы проводятся. По выборам Президента РФ зарегистрированному кандидату необходимо набрать более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

При повторном голосовании – получить большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. Аналогично определя­ются результаты выборов главы субъекта РФ, глав муниципальных образований, муниципальных районов и городских округов.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы, законода­тельных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов местного само­управления, баллотировавшиеся по одномандатным избирательным округам, для победы должны получить наибольшее по сравнению с другими зарегистрированными кандидатами в конкретном избирательном округе число голосов избирателей. При равном числе полученных голосов – избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

Интересно
По выборам депутатов Государственной Думы по феде­ральному избирательному округу к распределению депутат­ских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки по­дано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае другие фе­деральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.

Однако если за федеральные списки кандидатов, полу­чившие 5 и более процентов голосов избирателей, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, то к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандида­тов, набравшие менее 5 процентов голосов избирателей, пока общее число голосов не превысит в совокупности 50 процентов.

Законодатель фиксирует и такой случай, когда за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, а остальные списки кандидатов получи­ли менее 5 процентов голосов избирателей. В данном вариан­те к распределению депутатских мандатов допускается этот федеральный список кандидатов, а также один список канди­датов, получивший наибольшее число голосов избирателей.

Методика пропорционального распределения мандатов закрепляется в различных законах о выборах депутатов, предусматривающих использование пропорциональной или смешанной избирательной системы.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:

  • при повторном голосовании осталась одна кандидатура и за этого кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в нем;
  • менее чем два списка кандидатов, выдвинутых избира­тельными объединениями, получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;
  • за списки кандидатов, получивших право принять уча­стие в распределении депутатских мандатов, было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, при­нявших участие в голосовании по единому избирательному округу (законом указанный процент может быть повышен);
  • при проведении повторного голосования все зареги­стрированные кандидаты выбыли;
  • законом предусмотрено проведение повторного голо­сования, а в избирательный бюллетень на общих выборах бы­ли включены два кандидата и ни один из них не получил не­обходимое для избрания число голосов избирателей;
  • строка против всех кандидатов на выборах в органы местного самоуправления собрала наибольшее количество го­лосов избирателей.

Важной гарантией избирательных прав является норма, закрепленная в п. 2 ст. 70 ФЗ «Об основных гарантиях…»: дополнительные основания признания выборов несостоявшими­ся не могут устанавливаться законом. Таким образом, приведенный перечень оснований является исчерпывающим.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)