Формирование избирательных фондов
В целях обеспечения открытости и прозрачности финансовой составляющей избирательных кампаний, избирательное законодательство обязывает всех кандидатов и все избирательные объединения осуществлять финансирование своей избирательной деятельности только из средств избирательных фондов. Это, в конечном итоге, обеспечивает реализацию принципа равного избирательного права. Действующее законодательство не содержит легальной дефиниции избирательного фонда, поэтому соответствующее определение дается в научной и учебной литературе по избирательному праву.
Создание избирательного фонда – обязанность всех кандидатов и избирательных объединений. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, который открывается с разрешения соответствующей избирательной комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиалах Сбербанка РФ, а при их отсутствии – в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа.
При отсутствии на территории избирательного округа кредитных организаций кандидат и избирательное объединение могут по согласованию с соответствующей избирательной комиссией определить кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет. На выборах органов местного самоуправления сельских поселений законом субъекта Федерации может быть предусмотрено создание избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пяти тысяч рублей. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата.
Время принятия решения об открытии избирательного фонда зависит от субъекта, его создающего:
- кандидат должен создать избирательный фонд после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о его выдвижении (самовыдвижении) до момента представления документов для его регистрации этой комиссией;
- избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, создает избирательный фонд после регистрации его уполномоченного представителя по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.
Из общеобязательного требования законодательства о создании избирательных фондов есть три исключения:
- кандидаты, баллотирующиеся на выборах в органы местного самоуправления, могут не создавать избирательные фонды, если число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и кандидаты не осуществляют финансирования своей избирательной кампании (в этом случае кандидат просто уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах);
- если избирательное объединение выдвинуло кандидатов по одномандатным или многомандатным округам, то избирательный фонд создает каждый отдельный кандидат, а не избирательное объединение в целом;
- кандидаты, которые баллотируются только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать свои собственные избирательные фонды.
ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает исчерпывающий перечень источников, из которых может формироваться избирательный фонд:
- собственные средства избирательного объединения или кандидата;
- средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
- добровольные пожертвования граждан;
- добровольные пожертвования юридических лиц.
Также ФЗ «Об основных гарантиях…» закрепляет перечень субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды. В частности, к ним относятся:
- иностранные организации, иностранные государства;
- иностранные граждане, за исключением случаев, когда в соответствии с международным договором и в порядке установленном законом они наделяются избирательными правами (при выборах органов местного самоуправления);
- лица без гражданства;
- граждане России, не достигшие возраста 18 лет на день голосования;
- российские юридические лица с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 3 0 % на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год), а также организации, учрежденные данными юридическими лицами или имеющие в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) этих юридических лиц, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
- международные организации и международные общественные движения;
- органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год), а также организации, учрежденные данными юридическими лицами или имеющие в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) этих юридических лиц, превышающую (превышающий) 30% на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
- организации, учрежденные государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);
- воинские части, военные учреждения и организации, правоохранительные органы;
- благотворительные и религиозные организации, а также учрежденные ими организации;
- анонимные жертвователи (под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства – или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты – или указаны недостоверные сведения);
- юридические лица, зарегистрированные менее чем за один год до дня голосования на выборах, а также некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента;
- некоммерческие организации, получавшие в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от субъектов, которые перечислены в предыдущих пунктах, и не вернувшие им эти денежные средства либо переданное имущество до дня внесения пожертвования в избирательный фонд (в случае невозможности возврата – если не были перечислены (переданы) в доход Российской Федерации).
В целях обеспечения возможности осуществления проверки соблюдения ограничений по внесению пожертвований, избирательное законодательство устанавливает специальные требования к содержанию платежных документов (поручений), которыми оформляются пожертвования.
В случае, если в избирательный фонд поступает пожертвование от субъектов, не имеющих право его вносить, либо если в платежных документах (поручениях) не содержится требуемая информация, кандидат или избирательное объединение обязаны возвратить жертвователю внесенное пожертвование. Если пожертвование было внесено анонимным жертвователем, то оно подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета.
Для обеспечения равных возможностей кандидатов, избирательных объединений избирательным законодательством устанавливаются ограничения по максимальному размеру денежных средств, которые могут быть аккумулированы в избирательном фонде и израсходованы на избирательную кампанию. Кроме того, законодательством ограничиваются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
В случае, если пожертвование в избирательный фонд было внесено в размере, превышающем максимальный размер пожертвования, превышающая его часть подлежит возврату жертвователю с указанием причины возврата. Пожертвование может быть возвращено также в полном объеме.
- Судебный порядок разрешения избирательных споров
- Административный порядок разрешения избирательных споров
- Понятие и классификация избирательных споров в РФ
- Установление итогов голосования и определение результатов выборов
- Организация и порядок проведения голосования избирателей в помещении участковой комиссии
- Расходование средств избирательных фондов
- Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
- Понятие и виды финансирования выборов
- Проведение предвыборной агитации через средства массовой информации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу