Принцип типичности

Типический подход заключается в том, что отбор единиц репрезентации осуществляется не случайным способом. Исследователь сознательно выбирает то или иное «гнездо» (населенный пункт, предприятие, школу, избирательный участок и т.п.).

При выборе конкретных «гнезд» он руководствуется в основном тем, чтобы это «гнездо» было наиболее типичным (наиболее распространенным типом) среди всех единиц репрезентации.

Обычно этими соображениями руководствуются в тех случаях, когда число единиц отбора не может быть достаточно большим, а «гнезда», как подсказывают исследователю знания (или интуиция), недостаточно однородны.

Типичность объекта может устанавливаться как расчетным способом (учитываются такие параметры, как мода — в распределениях по номинальным шкалам и среднее арифметическое — в распределениях по метрическим параметрам), так и по экспертным опенкам компетентных лиц.

Нескольких экспертов просят назвать наиболее типичные «гнезда». Например, представителей властных структур района (области) просят назвать наиболее типичные города, учитывая предусмотренные исследователем характеристики. Обычно, для начала, опрашивают трех экспертов, если их мнение совпадает (все называют одни и те же города в количестве, запланированном проектом выборки), то этим числом экспертов можно и ограничиться; если не совпадает, то число экспертов расширяется.

Так же можно отбирать и типичные предприятия отрасли; естественно, что эксперты определяются в каждом конкретном случае, исходя из специфики объектов репрезентации. Обычно прибегают к услугам руководителей соответствующего уровня.

В рамках типичного объекта можно проводить сплошной опрос, а можно выборочный. Решение этого вопроса зависит от целей исследования, объема и однородности контингента «гнезда».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)