Технология работы с организациями по сбору данных

Этапы работы. При планировании работы с фирмой по сбору данных следует выделить шесть основных этапов:

  • выбор фирмы;
  • предварительный контакт, подписание контракта (договора);
  • передача материалов;
  • подготовка и инструктаж организаторов сбора
    данных (полевого директора, кураторов, супервайзеров);
  • мониторинг, надзор и контроль;
  • получение данных, проверка и оплата.

1. Выбор фирмы. Выбор фирмы осуществляется на основе получения предварительной информации о наличии таких служб. Пока еще, к сожалению, в Украине нет специализированных бюллетеней с характеристикой соответствующих фирм, но, тем не менее, в среде социологов функционирует общая информация о деятельности таких организаций и качестве работ, которые они выполняли. Кроме того, в прессе публикуются данные с ссылкой на организации, про-водящие сбор информации и т.п.

Исследователю, планирующему заказ по сбору данных, следует лично посетить такие фирмы, побеседовать с руководителем, ознакомиться с действующими тарифами и техническим оснащением фирмы. Желательно побеседовать с некоторыми сотрудниками, непосредственно занимающимися организацией работы интервьюеров. Следует отметить, что общее впечатление никогда не бывает полной гарантией высокого качества работы.

Если исследователь видит заинтересованность руководителей нескольких фирм в получении заказа на его исследование и затрудняется с окончательным выбором фирмы, он может попросить руководителя дать адреса и телефоны предыдущих заказчиков с тем, чтобы можно было ознакомиться с их впечатлением от результатов работы фирмы.

2. Предварительный контакт. Предварительный контакт с выбранной фирмой лучше осуществлять по следующей схеме: передать в фирму письменное уведомление с описанием требований проекта (выборка, величина анкеты, сроки выполнения), предварительно сообщив по телефону, что такие материалы переданы, и договориться о личном визите. Обсуждение взаимных возможностей и обязанностей лучше проводить не по телефону, а в личной беседе.

В предварительной беседе обсуждаются сроки проведения опроса, тип опроса (раздаточное анкетирование или интервьюирование), конкретные точки опроса (населенные пункты, в которых будет осуществляться сбор информации), объем и тип выборки, методы контроля качества работы интервьюеров, стоимость одного интервью и общая стоимость работы. (Подготовленную анкету предварительно передавать не следует, но ее надо принести с собой, чтобы руководитель фирмы мог ознакомиться с ее содержанием и оформлением, так как от сложности анкеты зависит стоимость опроса).

Если переговоры с фирмой проводятся задолго до начала исследования (например, на этапе подготовки проекта), то тогда заключается лишь устное соглашение о принципиальной возможности фирмы взять на себя выполнение такой работы. В этом случае стороны договариваются о том, что, когда подойдет срок сбора информации, исследователь уведомит фирму. Такое уведомление следует делать не менее, чем за неделю в случае небольшого опроса, и не менее, чем за месяц, в случае крупномасштабного исследования.

Во время предварительной беседы целесообразно договориться о названии проекта. Это название не обязательно должно точно отражать суть исследования, оно призвано выполнять функцию ярлыка, который позволяет фирме ориентироваться при переговорах — о каком исследовании идет речь. Такое название должно содержать одно-два ключевых слова.

3. Передача материалов. Перед передачей материалов исследования следует уведомить фирму — как они будут доставлены и когда ожидать их получение. Каждый пакет переданных материалов должен содержать надпись (номер пакета и название исследования) и опись вложенных в него материалов; копии этих описей хранятся и у исследователя. Эта мера позволяет легко ориентироваться в материалах как работникам фирмы (ведь фирма часто одновременно выполняет не один заказ, а несколько), так и исследователям вести точный учет переданных материалов.

4. Инструктаж работников фирмы. В числе передаваемых в фирму по сбору данных материалов должны быть письменные инструкции по проведению опроса, адресованные супервайзерам, бригадирам и интервьюерам. Если исследователи располагают такой возможностью, то лучше в назначенный день лично прийти проинструктировать сотрудников фирмы, которые будут курировать данный опрос.

Такой инструктаж обычно включает общие сведения о проекте (его цель и основное содержание), напоминаются основные правила проведения опроса, в случае нарушения которых будут применены материальные санкции, освещаются особенности и специальные детали, на которые следует обратить внимание именно в данном опросе, а затем переходят к тщательному ознакомлению с материалами исследования: анкетой, письменными инструкциями и кар-точками ответов (если они предусмотрены проектом).

Самая важная часть инструктажа — «прохождение» анкеты: внимательное ознакомление с каждым вопросом анкеты и инструкциями к нему. Здесь исследователь должен не только познакомить супервайзеров с каждым вопросом анкеты, но и с возможными реакциями респондентов, прокомментировав, как должен реагировать интервьюер на те или иные возможные реакции. (Как могут реагировать респонденты, исследователь обычно знает как из своего общего опыта и компетентности, так и из результатов претестирования — пилотажного опроса). Затем в присутствии исследователя сотрудники фирмы должны провести пробный опрос по анкете друг на друге.

Основная цель такой подготовки — полное ознакомление со всеми деталями и подробностями опроса. Все сотрудники, участвующие в организации опроса, должны иметь одинаковое (максимально унифицированное) представление о том, как должны вести себя интервьюеры. Всю эту процедуру, которая длится обычно три-четыре часа, супервайзеры должны воспроизвести с интервьюерами, которые будут принимать непосредственное участие в данном опросе.

Инструктаж — наиболее важный элемент организации опроса, способствующий созданию условий получения качественной информации. Основная цель организации сбора информации — стараться создать идентичные условия для респондентов, что позволяет обеспечить сбор сопоставимой информации.

Еще раз напомним два основных правила, позволяющие приблизиться к этой цели:

  • наличие письменных инструкций для супервайзеров и интервьюеров;
  • доскональное знание интервьюером анкеты, по которой он проводит опрос.

Если исследователи не могут лично участвовать в инструктаже (в силу удаленности от места организации сбора информации или другим причинам), предполагается, что процедура инструктажа обеспечивается руководителем фирмы или назначенным им «полевым директором» проекта. Однако в этом случае исследователь должен осознавать, что он перекладывает ответственность за качество работы на фирму, с которой заключен контракт.

5. Мониторинг и контроль. Для повышения уверенности в качестве работы целесообразно осуществлять «инспекционный надзор» на протяжении всего процесса сбора данных. Если приступить к контролю только после получения массива заполненных анкет, то можно столкнуться с многими неприятными сюрпризами, которые гораздо легче предотвратить в процессе сбора информации, чем исправить положение после окончания основной работы.

Осуществление постоянного «инспекционного» участия в процессе сбора данных включает в себя отслеживание процесса (мониторинг) и контроль. Мониторинг предполагает, что одному из соисполнителей исследовательского коллектива, заказавшего сбор данных, отводится функция инспектора-куратора этого процесса. Он держит постоянную телефонную связь с полевым директором, назначенным фирмой, ежедневно (или, по крайней мере, несколько раз в неделю) звонит и спрашивает, какая часть работы сделана, не возникли ли какие-либо вопросы или проблемы, осложняющие процесс сбора информации и т.п.

Такое постоянное «участие» мобилизует работников фирмы, способствует предотвращению нарушения инструкций, графика работы, пренебрежительного отношения сотрудников фирмы к требованиям заказчика и т.п.

Необходимо также контролировать выборку. Если исследование проводится по квотной выборке, то от интервьюеров должны быть получены сведения о респондентах (имя, адрес и телефон респондента), чтобы можно было осуществить прямой контроль выполнения их работы.

Такая мера повышает ответственность интервьюера: интервьюеры значительно реже идут на возможные нарушения, когда знают, что их работа может быть проконтролирована, и в случае выявленных нарушений они могут быть лишены оплаты или даже (в случаях прямых фальсификаций) полностью отстранены от работы интервьюера.

Если исследование проводится по адресной выборке, с указанием конкретных респондентов, подлежащих опросу, то исследователи для, проверки качества работы интервьюеров могут использовать «подставные адреса» — адреса инспекторов.

В качестве таких инспекторов могут быть привлечены как штатные сотрудники исследовательского коллектива или спонсора исследования, так и специально приглашенные для этой работы внештатные сотрудники. Такой прием позволяет не только определить, достаточно ли точно соблюдается выборка и инструкции по отбору респондентов, но и оценить качество работы интервьюера в процессе проведения опроса, его следование инструкциям.

В подобном способе контроля нет необходимости при достаточно простых исследованиях, он скорее используется в тех случаях, когда поведение интервьюера может существенно повлиять на качество получаемой информации.

6. Прием работы, проверка и оплата. Когда опрос завершен и фирма передала исследователю заполненные бланки анкет, в первую очередь необходимо проверить полноту и качество заполнения. Некачественно заполненные анкеты должны быть отобраны и отложены. (На анкетах, которые заполнены правильно, но по какой-либо причине вызывают сомнение, следует сделать соответствующие пометки). На каждой из отбракованных анкет следует четко написать причину, по которой эта анкета изъята из массива.

Их нельзя уничтожать и они должны быть сохранены до момента полного расчета с фирмой за выполненную работу. Качественно заполненные анкеты должны быть пронумерованы и подготовлены к последующей докодировке и вводу.
Часть принятых анкет готовится к контролю. Здесь могут быть применены разные способы отбора анкет для контроля.

Могут быть отобраны бланки анкет «по подозрению». (Во время просмотра анкет после их получения у исследователей могли возникнуть сомнения в отношении добросовестности некоторых интервьюеров или некоторых конкретных интервью, тогда они должны были сделать соответствующую отметку на обложке анкеты, например, знак вопроса).

Отбор анкет для контроля может быть проведен по случайной выборке, например, каждая десятая или каждая двадцатая (доля контролируемых анкет зависит от финансовых и организационных возможностей исследовательского коллектива). Но какая-то часть анкет должна быть проверена обязательно.

Качество заполнения при визуальном контроле может не вызвать сомнений, но проверка может обнаружить недостоверность содержащейся в них информации. Поэтому наряду с контролем «по подозрению» необходимо готовить к прямому контролю и какую-то часть анкет, не вызывающих подозрение при визуальном контроле.

Редко, но все же бывают случаи прямой фальсификации данных, когда интервьюер вместо опроса сам заполняет бланки анкет. Гораздо чаще распространены случаи частичной фальсификации: интервьюер не полностью зачитывают вопросы, упрощая их формулировки, опускает некоторые (как правило, наиболее сложные или щепетильные) вопросы, а потом сам дозаполняет их дома.

Иногда сотрудники фирмы, отвечающие за сбор данных, сами «корректируют» некачественно заполненные анкеты и т.п. Проверка чаще всего осуществляется по телефону. Респондента просят ответить, приходилось ли ему участвовать в опросе, когда это было, сколько примерно времени ушло на интервью; затем ему задают несколько вопросов из анкеты, сопоставляя с заполненным бланком. Если у респондента нет телефона, то такая же проверка осуществляется посещением по адресу.

В случае обнаружения расхождения между данными, содержащимися в заполненной анкете, и результатами проверки, из принятого массива данных могут быть исключены как отдельные анкеты, так и все анкеты отдельных интервьюеров (если такие погрешности обнаружены у одного интервьюера в нескольких проверенных анкетах). Если подобные случаи обнаружены в работе ряда интервьюеров, исследователь может забраковать весь массив данных, собранных фирмой. Такие условия следует оговорить в контракте, заключаемом с фирмой, при его подписании.

Изложенные выше основные правила организации работы по сбору информации в случаях, когда эта работа заказывается организациям специализирующимся на данном виде работы, помогут исследователю избежать основных недостатков такого способа организации сбора информации: низкого качества полученной информации и собственной неуверенности в качестве работы на этом этапе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)