Генеральная совокупность

Генеральная совокупность — эта та часть объекта исследования, на которую социолог с определяемой степенью точности сможет распространять выводы, полученные в результате обследования некоторой ее части Определение генеральной совокупности — это поиск компромисса между теоретически определяемым объектом исследования и ограниченными возможностями эмпирической проверки гипотез.

Переход к определению генеральной совокупности — это конкретизация характеристик объекта, выделение из их бесчисленного множества, во-первых, наиболее важных с точки зрения исследователя; во-вторых, поддающихся фиксации.

На этой ступени, социолог начинает осознавать ограниченность возможностей, эмпирической проверки некоторых положений и гипотез, возникших в результате теоретического анализа изучаемой проблемы.

Для иллюстрации проблем, которые возникают на этом пути, приведем следующий пример. По заказу газеты социолог должен изучить структуру читателей, их интерес к различным материалам, политические ориентации и т.п.

Объектом исследования в данном случае выступают «читатели газеты». При определении генеральной совокупное возникает ряд вопросов. По каким критериям определить контингент генеральной совокупности? Где можно получить списки всех единиц генеральной совокупности? Но возможные ответы на эти вопросы приводят к возникновению новых вопросом. Допустим, к читателям газеты можно отнести всех подписчиков.

В таком случае следует учитывать только основного подписчика или всех членов семьи? Относить ли к читателям газеты только тех,, кто ее читает постоянно, или можно отнести и тех, кто читает данную газету «время от времени»? Тех, кто читает все материалы, или достаточно, что человек просматривает газету и читает только то, что его заинтересовало?

Следует ли учитывать тех, кто покупает газету в розницу? Есть ли у газеты постоянные читатели, которые не подписались на нее, но регулярно получают через другие каналы, много ли таких читателей и возможно ли в таком случае их как-то зафиксировать?

Можно видеть, что в данном примере достаточно сложно перейти от объекта исследования, определение которого достаточно понятно в обычном житейском рассуждении, к генеральной совокупности, полностью представляющей объект исследования.

В любом случае приходится сужать объект исследования до совокупности людей, параметры которых поддаются формализации, с тем чтобы у них был шанс попасть в выборочный опрос. Например, это могут быть подписчики газеты (по одному представителю из каждой семьи) и лица, покупающие газету в розницу.

Осознавая ограниченность такого определения генеральной совокупности по отношению к объекту исследования, автор проекта все же имеет определенные преимущества перед тем социологом, который не пытался осуществить переход от объекта исследования к определению генеральной совокупности.

Его преимущества заключаются, во-первых, в том, что при анализе полученных данных он будет осознавать, в какой мере выводы его исследования соотносятся с объектом, и соответственно корректировать категоричность тех или иных выводов, а во-вторых, при определении генеральной совокупности он продумывает источники получения информации для составления списка генеральной совокупности — основы выборки, а также — пути доступа к этим источникам.

В данном случае это могут быть списки адресов подписчиков, которые находятся в почтовых отделениях связи, а также покупатели у газетных киосков (зафиксированные в определенном временном интервале, например, в течение дня или недели). Данный пример иллюстрирует достаточно сложный случай идентификации генеральной совокупности по отношению к объекту исследования.

Значительно чаше в социологических опросах объект исследования включает представителей определенных регионов или социальных слоев населения. Но и здесь требуются определенные усилия для перехода от объекта исследования к определению генеральной совокупности. Например, при изучении тех или иных проблем молодежи объектом исследования выступает, как несложно догадаться, молодежь. Но при определении генеральной совокупности требуется ряд уточнений.

В первую очередь это касается возрастных границ. Но даже определив возрастные границы, исследователь должен уточнить — касается ли изучаемая проблема всей молодежи страны или только каких-либо определенных контингентов.
Как правило, конкретизацию генеральной совокупности рационально проводить по следующей схеме:

Например, необходимо изучить отношение молодежи к преступности. Объектом исследования выступает молодежь. Для определения генеральной совокупности сначала уточняется региональная локализация населения, на которое можно будет распространять выводы, полученные в результате исследования: идет ли речь о молодежи страны в целом или какого-либо региона. Затем уточняется, будет ли изучаться только городская или сельская молодежь, и если, допустим, городская, то только ли молодежь крупного города или вся городская молодежь.

Затем (в рамках социально-демографических уточнений) определяется верхняя и нижняя границы молодежного возраста (например, от 18 до 30 лет или от 14 до 25 лет — конкретные границы зависят от концептуального подхода, целей и информационных потребностей); и наконец, уточняется отраслевой контингент — будет ли изучаться мнение всей молодежи, проживающей в данном регионе, или только учащейся или работающей молодежи (если работающей, то во всех отраслях или в каких-то определенных) и т.д.

Итогом этой работы должно явиться четкое определение генеральной совокупности, например, «учащаяся молодежь в возрасте 18-30 лет западного региона Украины (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области)».

Своевременно сформулированное определение генеральной совокупности позволяет заблаговременно установить источники, содержащие основные характеристики генеральной совокупности (общая численность, распределения по основным характеристикам), и пути их получения. Следующей ступенью работы над проектированием выборки является подготовка основы выборки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)