Единицы отбора и единицы, наблюдения

Единицей наблюдения в социологических опросах является конкретный человек, который будет отвечать на вопросы анкеты. При одноступенчатой выборке единицы отбора и единицы наблюдения совпадают. (Одноступенчатой является выборка, когда исследователь отбирает единицы наблюдения из общего списка основы выборки).

Но одноступенчатая выборка в практике социологических опросов возможна в тех случаях, когда генеральная совокупность небольшая по объему и достаточно плотно локализована. Например, обследуются жители одного района или небольшого населенного пункта, работники одного предприятия или одной отрасли.

Такие исследования обычно проводятся при осуществлении социального эксперимента или изучении отношения людей к какому-либо социально-политическому решению, касающемуся жителей не-большой региональной зоны; или предприятие заинтересовано в изучении причин текучести кадров или преодолении возникшего социального конфликта и т.п.

Значительно чаще в социологических исследованиях работники предприятия или жители района выступают в качестве единиц наблюдения не как представители только своего предприятия, а значительно большей социальной группы.

В тех случаях, когда генеральная совокупность достаточно большая (ориентировочно — более двух тысяч человек) или информация о ее основных характеристиках рассеяна (не существует общих списков с указанием характеристик), используют многоступенчатую выборку: сначала отбирают регионы, затем населенные пункты, затем предприятия или адреса проживания семей и лишь на последней ступени — конкретные единицы наблюдения.

При использовании многоступенчатой выборки производится отбор конкретных объектов, в рамках которых проводится последующий отбор; эти объекты и называются единицами отбора. На последней ступени — единицы отбора и являются единицами наблюдения.

В некоторых учебных пособиях по методике проведения социологических опросов указывается, что единицами наблюдения чаще всего являются люди, но могут выступать и другие социальные объекты: семья (например, при исследовании бюджетов) или трудовой коллектив (например, при исследовании эффективности работы предприятий с различным типом собственности).

Но следует заметить, что в данном случае происходит неправомерный перенос единиц анализа, который в дальнейшем будет осуществлять исследователь, на практику выборки. Не следует забывать, что если даже собирается информация о семье в целом (бюджет семьи) или о коллективе (показатели эффективности работы или социально-психологического климата), непосредственным источником информации будут выступать какие-то конкретные представители обследуемой группы.

В любом случае интервьюеру требуется конкретная инструкция — к кому он должен обратиться со своей анкетой. Даже если это не имеет значения с точки зрения авторов проекта выборки, интервьюер должен получить конкретную инструкцию («первый встречный на предприятии»; «тот, кто откроет дверь», «тот, кто считает себя наиболее компетентным»).

Но такие инструкции крайне редки, потому что, формулируя инструкцию по отбору единицы наблюдения, автор проекта начинает догадываться, что отобранные таким образом источники информации могут существенно исказить истинную картину. Сколько же человек следует опрашивать и как проводить отбор единиц наблюдений из основы выборки? Этой проблеме посвящена следующая лекция.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)