Принцип районирования (стратификации)

Существуют два основных вида классификации (группировки) генеральной совокупности: районирование (стратификация) и кластеризация (метод гнезд, серийная выборка).

Районированная (стратификационная) выборка предполагает предварительную группировку единиц генеральной совокупности по различающимся между собой типам.

В основу классификации закладывается признак (или совокупность признаков), по которому респонденты существенно отличаются друг от друга, и при этом именно данный признак, по мнению исследователя, может существенно влиять на изучаемое явление. Таким образом, при выборе критерия стратификации (районирования) исследователь руководствуется двумя особенностями:

  • данная характеристика должна влиять на изучае¬мое явление;
  • по данной характеристике единицы совокупности
    должны различаться.

Например, при изучении отношения к приватизации можно предположить, что тип предприятия, на котором работают респонденты (государственное или частное), будет существенно сказываться на их отношении к приватизации. Исследователь также знает, что доля людей, работающих на частных предприятиях, незначительна, и при механическом случайном отборе вероятность их попадания в выборку достаточно низкая.

В таком случае все предприятия разделяются на группы в зависимости от формы собственности, а потом из каждого типа отбираются респонденты пропорционально численности данного контингента в генеральной совокупности.

В большинстве крупномасштабных опросов общественного мнения по национальным выборкам первичная стратификация осуществляется по географической локализации респондентов (отсюда и синонимичное название этого принципа — районирование).

В статистическом смысле районирование соответствует выделению такого числа и таких статистически однородных групп, чтобы дисперсия заданных параметров внутри полученных групп была меньше, чем между ними.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)