Объект исследования

Объект исследования. Под объектом исследования обычно подразумевается совокупность людей, обладающих определенными свойствами и качествами, которые интересуют заказчика и исследователя. Чтобы суть этого определения стала понятнее, поясним это определение примерами из практики социологических исследований.

Например, когда в средствах массовой информации сообщают о каких-либо результатах опросов общественного мнения, обычно начинают со слов: «Социологи изучали отношение населения к экономическим реформам…» или «Как показали результаты опросов общественного мнения, уровень доверия населения президенту…» и т.п.

При этом не уточняется, население каких именно регионов опрашивалось, не уточняются возрастные и социальные характеристики опрашиваемых, так как подразумевается, что и потребителя информации, и исследователя интересует именно мнение населения в целом.

В качестве объекта исследования подразумеваются все потенциальные носители изучаемого свойства, независимо от того, был ли у них шанс попасть в конкретное эмпирическое исследование.

Объект исследования определяется поставленной проблемой и теоретически охватывает всю совокупность людей, которых эта проблема касается, так как данные эмпирического исследования, по крайней мере косвенно, но экстраполируются и на них. Объектом исследования не обязательно может выступать население в целом; это могут быть определенные социальные группы, которых касается изучаемая проблема.

Объектом исследования могут выступать определенные социально-демографические группы населения («молодежь», «женщины», «пенсионеры»); социально-профессиональные группы, если именно с ними связана изучаемая проблема (например, «предприниматели», «рабочие», «преподаватели», «журналисты», «деятели искусства», «работники завода N» и т.д.). Объект исследования может определяться социальными ролями и социальным включением — «солдатские матери», «пострадавшие от сталинских репрессий», «пострадавшие от Чернобыльской катастрофы», «читатели газеты «Киевские ведомости», «телезрители», «мафиозные структуры», «одинокие» и т.д.; социальным статусом — «элита», «представители властных структур», «директорат» и т.д. Объект исследования может быть определен национально-этническими характеристиками — «украинцы», «русские», «евреи» и т.д.; более того, объектом исследования может выступать определенная часть этнической группы, объединяемая общей социальной проблемой, например, «украинская диаспора», «крымские татары, пережившие депортацию», «евреи, собирающиеся выехать в Израиль,» и т.п.

Общей особенностью формулировки объекта исследования является то, что в его определение априорно включаются все лица, которых, по мнению исследователя (или потребителя социальной информации), касается анализируемая проблема. На этапе формулировки объекта исследования разработчика проекта не интересуют возможности эмпирической проверки анализа проблемы.

Самое главное для него установить, какие именно контингенты населения являются носителями информации о сути изучаемого явления. Поэтому объект исследования обычно не конкретизируется формальными характеристиками (территориальными, возрастными и т.п.)

В практике освещения полученных данных (средствах массовой информации, публичных и даже научных выступлениях) такие категории населения, как «молодежь», «население», «рабочие» и т.п., обычно фигурируют без уточнения критериев отбора в эту популяцию. И это не является оплошностью авторов выступлений.

Просто речь идет о том, что рассматриваемая проблема касается всех представителей данной популяции.
Объект исследования следует рассматривать в качестве базовой категории теоретического анализа изучаемой проблемы. Но чтобы провести эмпирическое исследование, объект необходимо операционализировать — сузить таким образом, чтобы, с одной стороны, данные, полученные в результате опроса, можно было в определенной мере отнести к объекту в целом, а с другой стороны, — определить изучаемый контингент так, чтобы его возможно было охватить в конкретном исследовании, которое всегда лимитировано временем, средствами, организационными возможностями и другими факторами.

Следовательно, начальной стадией работы над выборкой является точная формулировка объекта исследования. В заказном исследовании, когда социолог только приступил к разработке проблемы, он не всегда может точно определить объект исследования, так как просто не осведомлен — кого же данная проблема касается. В этих случаях с целью упрощения постановки вопроса он может уточнить у заказчика: «Чье конкретно мнение (отношение и т.п.) вас интересует в целом?» Отредактированный ответ на этот вопрос может быть положен в основу определения объекта исследования.

Для уточнения (правильно ли поняли друг друга социолог и заказчик) целесообразно в качестве рабочего подзаголовка название темы сформулировать как сочетание проблемы и объекта (например, «Социально-психологические последствия Чернобыльской катастрофы» — название проблемы; рабочее название может быть сформулировано в следующем виде: «Социально-психологические последствия Чернобыльской катастрофы у лиц, эвакуированных из 30-тикило-метровой зоны», или «…у ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС» и т.п.).

Формулировка объекта исследования в основном названии проекта исследования может как содержаться, так и отсутствовать. Например, тема проекта может называться «Отношение к атомной энергетике», а может называться «Отношение к атомной энергетике населения, проживающего в районе АЭС».

Несомненно, что в тех случаях, когда формулировка объекта исследования содержится в названии проекта, вероятность более высокого уровня корректности анализа значительно выше, Но иногда введение объекта в формулировку темы проекта приводит к слишком длинному и громоздкому названию; в таком случае лучше официальное название темы сократить, а при разработке проекта исследования, прежде чем перейти к формированию выборки, следует уточнить определение объекта исследования. Например, проект называется «Отношение к атомной энергетике».

Исследователь уточняет «Отношение населения к атомной энергетике». Заказчик возражает: «Но нам требуется выяснить отношение не только населения, но и лиц, которые могут повлиять на принятие решений о закрытии строительства АЭС».
Следовательно, в данном случае речь идет, по крайней мере, о двух объектах исследования, поскольку население и представители управленческих структур, влияющие на решения, касающиеся АЭС, являются носителями различных проявлений и свойств предмета исследования (в данном примере — «отношения к атомной энергетике»).

В подобных случаях, конечно, не стоит утяжелять название проекта перечислением всех объектов исследовании. Однако в рабочем плане следует четко сформулировать определения всех объектов. Формулировка названия объекта исследования является основой определения генеральной совокупности — второй ступени на пути подготовки выборки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)