Предмет, задачи и методы специальной психологии

Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая за­кономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (оли­гофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих и еще более моло­дая – психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.

Специальная психология, в свою очередь, входит как важная составная часть в дефектологию – интегративную научную область, охватывающую проблемы разностороннего изучения, воспитания, образования, подготовки де­тей и взрослых с нарушениями физического и умственного развития к труду и самостоятельной жизни в обществе. Дефектология включает в себя разные от­расли специальной педагогики, занимающиеся проблемами воспитания и обучения детей и взрослых всех тех категорий, изучение которых ведет специаль­ная психология.

К дефектологии относятся также нейрофизиологические, пато­психологические и клинические аспекты изучения недостатков развития, социо­логическая проблематика, связанная с изучением причин и распространенно­сти нарушений развития, а также вопросы социальной адаптации и жизнедея­тельности лиц с физическими и психическими нарушениями. В дефектологию входит также разработка специальных технических средств, которые применяются с целью коррекции и компенсации недостатков лиц с дефектами зрения, слуха и опорно-двигательной системы при обучении, в трудовой деятельности и быту.

Специальная психология связана с такими областями психологии, как дет­ская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и нейропси­хология. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии. Важно четко отграничить специальную психологию от близких к ней пато­психологии и клинической психологии.

Патопсихология изучает изменения психической деятельности при пато­логических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими за­болеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивы­ми аномальными состояниями, вызванными не текущим болезненным процес­сом, а отдаленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций в результате крайне неблаго­приятных социальных условий.

В некоторых случаях лица с недостатками развития могут становиться и объектами патопсихологии. Так, например, при ум­ственной отсталости неблагоприятные условия могут вызывать психотические проявления. В этих случаях бывает необходимо использовать как патопсихоло­гическое изучение, так и соответствующие средства коррекции.

Клиническая психология, как и патопсихология, имеет дело с психологиче­ской проблематикой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается психологическими аспектами профилактики заболеваний, диагностикой психи­ческих болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией, способствующей выздоров­лению, психологическими аспектами работы медицинского персонала, вопроса­ми экспертизы и социально-трудовой реабилитации больных.

В задачи специальной психологии входит: изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психиче­скими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в усло­виях коррекционного обучения; создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработка средств психологической коррекции недостатков развития; психологическое обоснование содержания и мето­дов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учрежде­ний; психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; психологическая коррекция дез­адаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик, поскольку эта область остается слабо освещенной. В период, начавшийся после окончания Великой Отечественной войны, система обучения детей с недостатками развития постоянно совершенствовалась в направлении все большей дифференциации и более полного охвата специаль­ным обучением детей с нарушениями развития разных категорий.

Если в дово­енный период работали три основных вида специальных школ (для умственно отсталых, для глухих и для слепых), то в настоящее время существует восемь основных видов таких школ, в которых реализуется 15 различных учебных планов и программ. Кроме того, имеются специальные классы при школах об­щего назначения и в ограниченных масштабах осуществляется интеграция де­тей с некоторыми недостатками развития в обычные классы. Глубоко диффе­ренцирована и система специальных дошкольных учреждений.

Направление детей в соответствующее недостатку развития образова­тельное учреждение должно осуществляться на основе тончайшей и точней­ шей дифференциальной диагностики. Между тем диагностика на медико-педа­гогических комиссиях, проводящих отбор в специальные школы, остается в основном на том же уровне, на котором она оказалась после постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», т.е. на интуитивно-эмпирическом уровне.

Дальнейшее совершенствование системы образовательных учреждений для детей и взрослых с психическими и физиче­скими недостатками может быть достигнуто только при углублении индивидуа­лизации их обучения. Это, в свою очередь, станет возможным только тогда, когда диагностика нарушений развития, осуществляемая психолого-медико-пе­дагогическими консультациями или комиссиями, станет более совершенной, точной, не будет ограничиваться только определением типа нарушения разви­тия у обследуемого ребенка и направлением его в соответствующую специаль­ную школу или класс, но будет достаточно подробно характеризовать слабые и сильные стороны психического развития ребенка, выявлять его индивидуаль­ные особенности и потенциальные возможности.

Школы для:

  • глухих,
  • слабослышащих,
  • слепых,
  • слабовидящих,
  • умственно отсталых,
  • детей с недостатками опорно-двигательного аппарата,
  • детей с общим недоразвитием речи,
  • детей с задержкой психического развития.

Все это необходимо для со­тавления индивидуального плана обучения ребенка, иметь который особенно важно в условиях интегрированного обучения детей с отклонениями развития в обычных школах. Подготовка рекомендаций к индивидуальному плану обучения как одна из задач психолого-медико-педагогической консультации (комиссии) указывается и в проекте Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психоло­гии, применяются индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения, и др.), анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, используются также условно-рефлектор­ные методики. Каждая из методик применяется в определенных целях и с учетом особен­ностей объекта изучения.

Так, экспериментально-психологические методики, используемые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует при­менения обследуемым определенных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.

Практически всякое задание, независимо от его основной направленности при обследовании ребенка, в большей или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить опреде­ленные действия. Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в ее понимании (независимо от степени сложности самого задания).

Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития. Уже из этого следует, что каждая экс­периментально-психологическая методика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определенные воз­растные границы своего применения. Так, например, анкетирование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего воз­раста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися это возможно рань­ше.

Особое значение при изучении детей с недостатками развития приобрета­ет наблюдение. Из-за ряда особенностей этих детей применение эксперимен­тальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не дает значимых ре­зультатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих проявлений может дать очень многое. Тщательное наблюдение за поведением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характера трудностей ре­бенка при выполнении им различных заданий.

Требует специальной разработки метод анкетирования родителей, воспи­тателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребенка в ран­нем возрасте, когда наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем в короткие периоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребенка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развития в течение длительного периода времени.

Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определенной группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нор­мально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальной пси­хологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.

Особенно продуктивны исследования, в которых одно и то же психическое явление изучается с привлечением детей разных категорий. Такие исследования позволяют более четко видеть специфические особенности детей каждой категории и особенно важны как для диагностики нарушений развития, так и для определения своеобразия коррекционно-педагогических воздействий, необходимых для успешного обучения этих детей.

Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик. Поскольку у нескольких категорий детей с отклонениями развития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень умственного развития этих детей, используя словесные задания. Невербальные задания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и получить представ­ление, например, об интеллектуальных возможностях ребенка или об особен­ностях восприятия.

Прямо противоположная ситуация имеет место при изучении детей с глу­бокими недостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий становится невозможным. Часть заданий наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринимаемой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразованы таким путем. Поэтому гораздо большее значение, чем при исследовании лиц с нормальным зрением, приоб­ретают вербальные задания и особый их подбор с учетом своеобразия речи незрячих.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)