Представления

Представления – наглядные образы предметов или явлении (событий), возникающие на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятии) пу­тем его воспроизведения в памяти (представления памяти) или новые образы, созданные в результате преобразования, перекомбинирования представлений памяти и их элементов (представления воображения).

Представления памяти различаются по модальности (зрительные, слуховые, осязательные, обоня­тельные и др.), по их содержанию (пространственные, математические, музы­кальные и т. д.) и степени обобщенности (частные, общие, схематические, ти­пические). Отмечаются большие индивидуальные яркости, устойчивости и точности представлений. Их роль в деятельности разных людей тоже неодина­кова.

Ограниченность возможностей зрительного восприятия при нарушенном зрении неизбежно отражается и на зрительных представлениях: круг нагляд­ных образов памяти у слабовидящих детей резко сужен вследствие редуциро­ вания зрительных образов восприятия. Нарушение возможности воспринимать явления и предметы внешнего мира визуально, дистантно делает недоступным для восприятия слабовидящих целый ряд объектов. Правда, в процессе обуче­ния это частично может быть компенсировано использованием моделей, маке­тов, рисунков и т.п.

Представления слабовидящих отличаются от наглядных образов памяти зрячих качественно: они фрагментарны, схематичны, уровень обобщенности ниже. Эти особенности зависят от состояния зрительного анализатора и таких факторов, как знания, опыт, характер деятельности, условия воспитания и обу­чения, влияющих на представления слабовидящих в той же мере, как это име­ет место в формировании образов памяти у детей с нормальным зрением.

Представления о форме, размерах, цвете предметов, растений, животных у детей с нарушениями зрения зачастую неточны, неправильны, недостаточно полны. Наибольшие трудности в формировании и сохранении представлений наблюдались у слабовидящих младших школьников, имеющих остроту зрения 0,05–02.

Неточные и неполные отображения предметов и объектов окружающей действительности приводят к снижению уровня обобщенности представлений, выделению в образе несущественных признаков. В ряде случаев у слабовидящих детей в результате нарушения соотноше­ния чувственного и понятийного в образе отмечался вербализм представле­ний, т.е. недостаточность их наглядного содержания.

У детей с нарушениями зрения и нормально видящих сущность процесса формирования представлений одинакова: у тех и Других отмечаются три фазы формирования представлений, которые различаются уровнем дифференциро­ванности и соотношения чувственного и понятийного. Вместе с тем сохран­ность представлений у слабовидящих детей значительно ограничена и ослаб­лена.

При нарушении зрительных функций частично недоступен для дистантно­го зрительного восприятия целый ряд объектов, поэтому представления об этих предметах фрагментарны, схематичны. Следовательно, нарушение функ­ций зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно сказывается и на представлениях, так как того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.

Таким об­разом, первой характерной особенностью представлений слепых и слабовидящих является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпаде­ния или редуцирования зрительных образов. Помимо сокращения количества, представления слепых и слабовидящих отличаются от чувственных образов памяти зрячих и качественно. Для них характерны фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности (генера­лизованность) и вербализм.

Фрагментарность представлений лиц с дефектами зрения отчетливо про­является при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделиро­вания, а также при узнавании объектов. В репродуцированных представлениях у слепых и слабовидящих зачастую отсутствуют весьма важные, а иногда и наиболее существенные детали.

В отличие от фрагментарности представлений нормально видящих, кото­рая свидетельствует о высоком уровне обобщенности образов и выделении наиболее существенных деталей, фрагментарность представлений слепых и слабовидящих является результатом недостаточно полного чувственного зна­ния о предмете. Неполное и неточное отображение предметов ведет к сниже нию уровня обобщенности, выделению несущественных признаков.

В основе фрагментарности образов слепых и слабовидящих лежит сукцес­сивность осязательного или дефектного зрительного восприятия (особенно при сильном сужении поля зрения и поля обзора вследствие снижения остроты зрения). Сукцессивность и фрагментарность восприятия в значительной мере преодолеваются благодаря работе мышления, а также развитию навыков ося­зательного и зрительного обследования объектов.

Схематизм, так же как и фрагментарность, возникает в результате недо­статочно полного осязательного или зрительного отражения. Схематизм осо­бенно отчетливо проявляется при репродуцировании образов, бедных деталя­ми и поэтому слабо дифференцированных. Однако, направляя и организовы­вая процесс восприятия у детей с дефектами зрения, развивая наблюдатель­ность, формируя навыки обследования, можно преодолеть схематизм их представлений и тем самым способствовать более полному и точному отражению объективной действительности.

Практика обучения в специальных школах показывает, что при правильно организованной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окрудающей среде. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий.

Слепота и слабовидение не могут оказать влияния на саму сущность про­цесса формирования представлений – на переход от нерасчлененного, схема­тичного, недостаточно осмысленного ко все более полному, обобщенному, аде­кватному образу. Представления в условиях сужения сенсорной сферы за счет полного или частичного выпадения зрительных функций проходят в своем раз­витии и сохранении те же самые фазы, что и в норме.

Процесс формирования представлений при слепоте и слабовидении, подчиняясь общим закономерно­стям, в то же время имеет свои характерные особенности и отличается от нор­мы прежде всего своей динамикой – замедленностью и затрудненностью меж­фазовых переходов. По темпу продвижения от одной фазы к другой слепые и слабовидящие значительно отстают от нормально видящих, процесс формирования представ­лений протекает у них замедленно.

Среди слепых и слабовидящих в свою оче­редь имеются серьезные различия в скорости и легкости перехода от низших фаз развития образа-к высшим, что находится в прямой зависимости от остро­ты зрения. Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых перехо­дов, тем легче они осуществляются.

Однако эта зависимость проявляется только при остроте зрения ниже 0,2, которая здесь, как и в процессе восприя­тия, является критической. Нужно отметить, что проявление этой зависимости тесно связано с возрастными особенностями. Влияние остроты зрения на про­цесс формирования представлений по мере повышения возраста ослабевает, и в старших классах, особенно у слабовидящих, становится незначительным.

Для сохранности представлений существенное значение имеют повторные восприятия и воспроизведение образов памяти в деятельности. Трудности и ограничения, возникающие при слепоте и слабовидении при повторном воспри­ятии объектов, сказываются на сохранности их представлений. При отсутствии подкреплений (повторных восприятии) образы памяти тускнеют, становятся фрагментарными и слабо дифференцированными.

Происходит разрушение, переход с высших фаз на низшие – вплоть до полной утраты соответствия об­раза оригиналу. Отмечающаяся у слепых неустойчивость представлений, как и другие характерные особенности представлений, зависит от состояния зри­тельного анализатора. Понижение остроты зрения способствует более быстро­му разрушению образов памяти.

Наличие зрительных представлений, их яркость, полнота, диф-ференциро­ванность зависят не только от остроты зрения, но и от многих других причин. Исследования показали зависимость сохранности представлений от возраста, в котором было потеряно зрение, стажа слепоты и навыка использования зри­тельных образов в деятельности.

У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные образы памяти немногочисленны и отражают лишь отдельные, вы­звавшие в свое время сильные эмоциональные переживания предметы и явле­ния (языки пламени пожара, при котором было потеряно зрение, или красный капсюль снаряда, взрыв которого сделал ребенка инвалидом, свет солнца и пр.).

При потере зрения в более старшем возрасте запас зрительных представ­лений обширнее, причем особенно заметное увеличение количества образов памяти наблюдается у лиц, потерявших зрение после 7 лет, так как включение их в этот период в учебную деятельность существенно расширяет сферу чувственного познания.

У лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеются практически те же самые зрительные представления, что и у зрячих. Круг их представлений зави­сит уже не столько от возраста, сколько от типа высшей нервной деятельности, оттого, насколько было важно для них именно зрительное восприятие окружаю­щего.

Зрительно-двигательно-слуховые временные нервные связи обладают большой устойчивостью. Эта устойчивость следов бывших раздражении лежит в основе сохранения представлений. Даже при отсутствии зрительных подкреп­лений (раздражения периферического конца зрительного анализатора), что на­блюдается у ослепших, сложившиеся в свое время связи долгое время сохраняются и могут воспроизводиться ассоциативным путем.

Однако прочность представлений относительна, и при отсутствии подкреп­лений они постепенно разрушаются, происходит стирание следов бывших зри­тельных раздражении. Угасание зрительных представлений ослепших является одним из проявлений процессов памяти–забывания и подчиняется его зако­номерностям.

Хотя распад зрительных представлений не нарушает способности ослеп­ших ориентироваться в пространстве, различать осязательно основные про­странственные характеристики, но для их познавательной и трудовой деятель­ности зрительные образы памяти имеют огромное значение. На основе сохран­ных представлений не только успешно усваиваются знания, формируются уме­ния и навыки, но и существенно расширяется сфера чувственного познания. На основе зрительных представлений успешно формируются зрительные образы ранее не воспринимавшихся объектов – образы воображения.

В тифлопсихологии на Западе получила широкое распространение знако­вая теория отражения. Затруднения, испытываемые слепыми при восприятии объективной действительности, узость круга их представлений, фрагментар­ ность и схематизм образов, вербализм знаний – все это служило основанием для утверждения невозможности отражения слепыми объективного мира.

Осо­бенно веские доказательства того, что в представлениях слепыхотражаются не реальные вещи и явления, а субъективные состояния, которые являются лишь условными знаками реальных вещей, тифлопедагоги видели в принципиаль­ном, по их мнению, различии симультанного и дистантного зрительного, сукцес­сивного и контактного осязательного восприятии. Именно на этом основании утверждалось, что слепые представляют себе пространство, время и телес­ность предметов совершенно иначе, чем нормально видящие.

Утверждения невозможности чувственного познания слепыми окружающе­го мира в совокупности его пространственных, материальных и временных свойств имели далеко идущие последствия. В частности, слепой рассматри­вался как логический тип, лишенный возможности мыслить образно, в связи с чем в школе насаждались вербальные методы обучения. Преодолена знаковая теория была только в отечественной тифлопсихологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)