Предмет и задачи товароведения

Товароведение – научная дисциплина, изучающая потребительные стоимости товаров, т. е. изучающая природу и полезные свойства товаров, удовлетворяющих определенную потребность человека.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» – любой предмет, предназначенный для продажи и удовлетворения каких-либо человеческих потребностей, и «ведение» – что означает «ведать» этот товар, знать его всесторонне. Следовательно, слово товароведение в совокупности – это «знание о товарах».

Продовольственные товары, удовлетворяющие ежедневные потребности человека в питании, должны обладать определенными полезными (потребительными) свойствами: пищевой и биологической ценностью, калорийностью, высокой усвояемостью, пищевой безвредностью и отсутствием опасностей для жизни человека, определенными физическими свойствами (цветом, вкусом, ароматом, консистенцией) и другими свойствами.

Совокупность этих свойств и характеристик продукции, обеспечивающих удовлетворение потребностей человека, и есть качество пищевых продуктов.

Основными задачами товароведения являются:

  • изучение качества товаров, т. е. знание факторов, формирующих, сохраняющих качество любого товара и способствующих его повышению;
  • изучение, разработка и улучшение методов оценки, контроля и сертификации качества товаров;
  • изучение условий максимального сохранения качества и сокращения потерь при хранении, транспортировании товаров;
  • изучение ассортимента товаров, его формирование и расширение;
  • изучение норм и способов рационального потребления товаров.

Товароведение тесным образом связано с экспертизой и сертификацией товаров и является основным звеном этих видов оценочной деятельности.

Товароведение как экспертиза базируется на ряде законодательных актов: Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Законе РФ «О защите прав потребителей». Товароведение классифицирует пищевые продукты по определенным признакам и свойствам.

Как научная дисциплина товароведение возникло в конце XIX в. Основоположниками его были Я. Я. Никитинский (1854 – 1924) и П. П. Петров (1850 – 1928). Большой вклад в развитие товароведения внесли профессора Ф. В. Церевитинов (1874 – 1947), В. С. Смирнов (1881 – 1958), Н. И. Козин (1888 – 1975) и др.

Товароведение тесно связано с другими науками: с физикой, основы которой используют в изучении физических свойств и условий хранения продуктов; с химией и микробиологией, способствующими пониманию процессов формирования свойств продуктов и условий их хранения; с биологией, помогающей вскрыть природу и пищевую ценность продуктов; с физиологией питания, которая определяет нормы потребления, усвояемость пищевых веществ и продуктов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)