Правовая и организационная основы противодействия коррупции в таможенных органах РФ
В Российской Федерации, согласно Концепции национальной безопасности, коррупция рассматривается как одна из угроз национальной безопасности страны, и с этой угрозой органы государственной и муниципальной власти ведут последовательную борьбу.
Под коррупцией в широком смысле понимается любое использование своего положения для необоснованного получения прямой или косвенной выгоды.
Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» дал определение коррупции, раскрыл понятие «противодействие коррупции» и назвал субъекты, участвующие в противодействии коррупции.
Так, под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.
Приоритетным направлением противодействия коррупции в ФТС России является выявление из числа сотрудников таможенных органов лиц, вставших на путь совершения преступлений, а также установление недобросовестных участников ВЭД, пытающихся склонять таможенников к совершению коррупционных правонарушений, в том числе путем подкупа.
Системная коррупция проявляется в формировании взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками на различных уровнях управления между разными ведомствами и структурами. В состав коррупционной сети могут входить группы государственных чиновников, обеспечивающих соответствующие решения; коммерческие и финансовые структуры, реализующие получение выгоды, льгот, доходов; правоохранительные работники, обеспечивающие «прикрытие» со стороны органов МВД, ФСБ, СКР, прокуратуры, налоговых органов.
В 1 полугодии 2015 года по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 238 уголовных дел, что на 43% больше, чем в 1 полугодии 2014 года. Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 125 уголовных дел (88 – в отношении 50 должностных лиц таможенных органов и 37 – в отношении 30 взяткодателей).
В качестве показательных примеров деятельности подразделений по противодействию коррупции таможенных органов можно привести следующие.
В 2014 году Забайкальским следственным отделом на транспорте Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК России по материалам отдела по противодействию коррупции Читинской таможни Сибирского таможенного управления возбуждено уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение взятки») в отношении главного инспектора ОТО и ТК МАПП Забайкальск Читинской таможни по факту получения взяток от физических лиц в размере 1 027 000 рублей за пропуск коммерческих партий товара под видом товаров для личного пользования. 10 февраля 2015 года Забайкальским районным судом Забайкальского края данное уголовное дело рассмотрено, должностное лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.5, ч.3 ст. 290 УК РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 6 000 000 рублей с лишением права занимать должности на государственной службе на срок 2 года. Приговор вступил в законную силу 22 февраля 2015 года.
Помимо уголовно-правовых мер законодательством о службе в таможенных органах предусмотрены административно-правовые средства противодействия коррупции.
Так, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» содержит положения о том, что сотрудник таможенного органа не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- состоять членом органа управления коммерческой организации; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;
- использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;
- получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей и т.д.
Анализ и отечественного и зарубежного опыта показывает, что только уголовно-правовым и административно-правовым инструментарием проблему не решить.
Представляется, что базовым элементом комплексной реформы правоохранительной системы должна стать реформа сознания, на которую у лиц, определяющих будущее отечественных правоохранительных органов, пока не хватает не только средств, но и интеллекта, моральных и физических сил. По-прежнему часть и руководителей разного уровня и рядовых сотрудников в правоохранительных органах не работает, а «зарабатывает»
Реализация данной задачи связана, в первую очередь, с повышением уровня правовой культуры, что можно достичь совершенствованием правового воспитания. Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.
Антикоррупционная направленность правового воспитания основана на повышении в обществе в целом позитивного отношения к праву, его соблюдению; повышению уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формировании представления как у государственных и муниципальных служащих, так и у граждан о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.
Таким образом, существует необходимость совершенствования основных форм реализации правового антикоррупционного воспитания, к которым относятся:
- антикоррупционное образование, то есть формирование нетерпимости к коррупционному поведению в рамках обучающих программ, школьного, высшего, послевузовского и дополнительного образования;
- антикоррупционная пропаганда, прежде всего через средства массовой информации, в том числе с использованием социальной рекламы;
- проведение органами государственной власти и местного самоуправления различных мероприятий (слушаний, совещаний, семинаров, конференций) антикоррупционной направленности.
Алгоритм формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции изложен в Указе Президента России от 11 апреля 2014 г. № 226, реализация которого должна привести снижению уровня коррупции, в том числе в таможенных органах.
- Основные направления противодействия коррупции в таможенных органах
- Использование зарубежного опыта по борьбе с коррупцией в РФ
- Международные правовые стандарты противодействия коррупции
- Конституция РФ как правовая основа противодействия коррупции
- Основные понятия в сфере борьбы с коррупцией в российском и международном законодательстве
- История разработки комплексного Федерального закона «О противодействии коррупции»
- Необходимость борьбы с коррупцией
- Антикоррупционная политика государства
- Коррупция и теневая экономика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу