Основные направления противодействия коррупции в таможенных органах

Коррупция является одной из наиболее серьезных проблем глобального характера, которая угрожает социально-экономическому и политическому развитию государств. Таможенные службы часто приводят в качестве примера в числе наиболее коррумпированных.

Наиболее распространёнными видами коррупционных преступлений, совершаемых таможенными органами, являются:

  • получение взятки;
  • превышение должностных полномочий;
  • халатность.

Масштабы существующей коррупции в таможенных органах оказывают негативное влияние на деятельность государства (недополучение сумм налогов и сборов в федеральный бюджет), бизнес-сообщество (недобросовестная конкуренция) и функционирование таможенной системы (подрыв правовых основ таможенного администрирования, ограничение возможности решения правительственных задач, создание негативного имиджа таможенных органов в обществе). На сегодняшний день проблема борьбы с коррупцией в нашем государстве стоит на одном из первых мест.

И в связи с этим руководство страны принимает следующие меры:

  • изменения, ужесточающие уголовную ответственность;
  • в настоящее время внесены изменения в законодательство по статусу госслужащих. У них появилось обязательство заполнять декларации о своих доходах и о доходах членов семьи;
  • для активизации борьбы с коррупцией внесены изменения в законодательные акты. Принимаемые руководством страны вышеперечисленные меры, создали условия для правильного взаимоотношения граждан и чиновников, исключающие моменты коррупции.

Кроме того, пропаганда правильного образа поведения будет постоянно увеличиваться и применяться в сферах образования и культуры, взаимодействуя со СМИ. Что, в конечном итоге, несомненно, принесет свои положительные результаты в сфере борьбы с коррупцией. В рамках профилактики коррупционных преступлений проводится следующие мероприятия.

Должностным лицам:

  • представлять сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера
  • уведомлять начальника таможенного органа, обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц с целью склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
  • соблюдать Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов.

Начальникам структурных подразделений, таможенных постов:

  • контролировать своевременное представление подчиненными должностными лицами сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера;
  • формировать в структурном подразделении (таможенном посте) нетерпимость к коррупционному поведению должностных лиц (в ходе повседневной деятельности, профессиональной подготовки), в этих целях: вести индивидуальную работу с лицами, которые допустили или допускают нарушения служебной дисциплины или со склонными к этому служащими; в целях повышения уровня правовых знаний у должностных лиц в течение года в планы профессиональной учебы всех учебных групп, включать и проводить занятия по профилактике коррупционных проявлений в таможенных органах (не реже одного раза в полугодие).

Таким образом, вышеизложенный перечень мер, проводимых в таможенных управлениях с целью повышения эффективности деятельности, позволяет говорить о широком спектре охвата.

Улучшение законодательства в таможенной сфере должно происходить в направлении установления в нем положений, которые бы обеспечивали конкуренцию и ограничение монополий таможенных перевозчиков, таможенных брокеров, участников внешнеэкономической деятельности и других участников таможенных правоотношений. Конкуренция вне закона, монополистическое место определенных субъектов на рынке таможенных услуг и внешней торговли — отличный повод для таможенных преступлений, взяточничества и других должностных преступлений.

Проводя улучшение законодательства, которое регламентирует борьбу с таможенными преступлениями важно понимать правильное соотношение защиты прав участников внешнеэкономической деятельности и общественных интересов.

Необходимо усовершенствование регламентации порядка производства по делам о НТП: конкретизация полномочий должностных лиц таможенных органов, а также других участников таможенных правоотношений в процессе административного производства, уменьшение «ножниц» в административных санкциях за нарушения таможенных правил, которые применяются таможенными органами. Необходимо убрать недостатки в системе выявления таможенными органами таможенных преступлений.

Данные недостатки объясняются:

  • отсутствием необходимой материально-технической базы, которая обеспечивает контроль на таможне;
  • усложнением работы, из-за увеличения нагрузки;
  • сложностью, противоречивостью, нестабильностью таможенного законодательства;
  • несовершенством организации контроля; отставание от насущных потребностей его методического, научного обеспечения;
  • недостаточно высоким профессиональным уровнем подготовки работников в ряде таможен;
  • недостатками в работе служб собственной безопасности и оперативно-розыскных подразделений;
  • неиспользованием возможностей оперативной деятельности других правоохранительных органон, прежде всего органов внутренних дел.

Нужно усилить вневедомственный контроль в таможенной сфере, прежде всего финансовый. Необходимо сохранить специализацию в надзоре прокуроров за тем, как исполняются законы таможенными органами т. е. нужно сохранить специализированные транспортные прокуратуры. Для судей, занимающихся рассмотрением дел о таможенных преступлениях и споров, связанных с применением таможенного законодательства также должна быть обеспечена специализация. Имеется необходимость в нацеливании судов на принятие мер, направленных на защиту интересов государства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)