Основные понятия в сфере борьбы с коррупцией в российском и международном законодательстве

Понятийный аппарат борьбы с коррупцией наиболее полно определен в федеральном законе от 25 декабря 2008 г. №273-фз «О противодействии коррупции».

По общим правилам юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов – редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

Однако в данном случае определение понятийного аппарата имеет более широкое значение, обусловленное характером данного закона как основного законодательного акта в системе мер противодействия коррупции.

Понятие “коррупция” определено в подп. “а” п. 1 статьи 1 путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции:

  • злоупотребление служебным положением;
  • дача взятки;
  • получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп и указания на сущностный признак коррупции: незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.

Коррупцией согласно подп. “б” данного пункта также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что высказываемое в ходе подготовки проекта предложение об указании в определении коррупции конкретных преступлений и административных правонарушений не может быть реализовано, так как, в частности, в соответствии со ст. 1 УК РФ уголовно-правовое значение имеют лишь те положения, которые отражены в данном Кодексе.

В то же время вошедшие в определение понятия коррупции противоправные действия, являющиеся ее наиболее рельефным проявлением, представляют собой не что иное, как преступления, предусмотренные соответствующими статьями УК РФ.

Причем в диспозициях этих статей содержатся определения соответствующих преступлений:

  • злоупотребление должностными полномочиями – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 285 УК РФ);
  • получение взятки – получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки – дача взятки должностному лицу лично или через посредника (ч. 1 ст. 291 УК РФ);
  • злоупотребление полномочиями – использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ч. 1 ст. 201 УК РФ);
  • коммерческий подкуп – незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. 1 ст. 204 УК РФ).

Авторами законопроекта также указывалось, что содержащееся в проекте определение коррупции согласуется с определением коррупции в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS №174; о названной Конвенции). В этой связи следует отметить, что согласно ст. 2 названной Конвенции для ее целей “коррупция” означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового.

Целесообразно также отметить, что в таких основных международных правовых актах сферы противодействия коррупции, как Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (о названных Конвенциях см. комментарий к ст. 4 Закона), определение понятия “коррупция” не содержится.

В статье 2 Конвенции ООН против коррупции определены такие термины, как “публичное должностное лицо”, “иностранное публичное должностное лицо”, “должностное лицо публичной международной организации”, “имущество”, “доходы от преступления”, “приостановление операций (замораживание)” или “арест”, “конфискация”, “основное правонарушение”, “контролируемая поставка”. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в своей ст. 1 дает определения таким терминам, как “государственное должностное лицо”, “судья” и “юридическое лицо”. В статье 1 Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS №191) содержатся определения терминов “третейский судья (арбитр)”, “арбитражное соглашение” и “присяжный заседатель”.

Наряду с вышеизложенным следует отметить, что определение понятия “коррупция” содержится в Модельном законе о борьбе с коррупцией, принятом в г. Санкт-Петербурге 3 апреля 1999 г. Согласно п. 1 ст. 2 названного Модельного закона коррупция (коррупционные правонарушения) – это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)