Основные средства обучения

Для определения возможных путей изменения содержания и методики изучения геометрического материалы младшими школьниками учителю необходимо знать, как происходит процесс усвоения знаний, какими особенностями он характеризуется на каждом этапе обучения.

Основные средства обучения:

  • линейка (индивидуальная и общего пользования);
  • чертежный треугольник;
  • наборы моделей многоугольника и геометрических тел;
  • цветные мелки;
  • цветные карандаш;
  • палочки или кусочки проволоки для индивидуального и общего пользования);
  • пластилин;
  • цветные нитки или шнурки;
  • полоски бумаги для изготовления моделей см, дм, м;
  • 3-4 листа цветной бумаги, из которой постепенно, под руководством учителя изготавливают набор геометрических фигур;
  • циркуль;
  • палетка.

Уровни развития геометрического мышления (по Пышкало).

Выделяют несколько уровней геометрического мышления или геометрического развития. Каждому уровню соответствует свой язык (терминология), своя символика, своя глубина логической обработки изучаемого геометрического материала.

Переход от одного уровня к другому протекает под влиянием целенаправленного обучения.

Первый исходный уровень характеризуется тем, что геометрическая фигура рассматривается как целое.

Основой формирования у детей представления о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.

Для этого достаточно показать учащимся ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином способ определения, показом.

Например:

Основные средства обучения

Такое знакомство учащиеся с геометрическими фигурами позволяет им воспринимать их как целостный образ, однако если изменить расположение или размер тех фигур, которые были предложены в образце, дети могут допускать ошибки и, во-первых, не узнавать квадраты, а во-вторых, данные фигуры называть треугольниками:

Основные средства обучения

Поэтому восприятию геометрических фигуры как целостного образа – лишь первый этап в формировании геометрических представлений ребенка. Этот первый уровень должен быть достигнут всеми учащимися к
концу первого класса.

В дальнейшем необходимо сосредоточить внимание учащихся на выделении тех элементов, из которых состоят геометрические фигуры, и на них существенные признаках.

Второй уровень характеризуется установлением отношений между элементами фигур или самими фигурами. Свойства фигур выявляются экспериментально.

Усвоение свойств фигур происходит в процессе:

  • выполнения построений (вычерчивания) геометрических фигур (отрезок);
  • наблюдения предметов окружающей действительности (прямоугольник);
  • при выполнении моделирования, например, вырезания из бумаги (прямой угол);
  • при выполнении измерений (равенство противоположных сторон прямоугольника).

Учащиеся, достигшие третьего уровня геометрического развития, умеют устанавливать связи между свойствами фигур и самими фигурами. Происходит упорядочение свойств. Уясняется возможность следования одного свойства из другого. На этом уровне квадрат уже считается прямоугольника.

Обучение на третьем уровне геометрического развития начинается в начальной школе и завершается к моменту окончания школы.

Интересно
Четвертый уровень геометрического развития характеризуется осознанием учащихся дедуктивного способа построения всей геометрической теории, уяснением роли аксиом, определений, теорем, логической структуры доказательств. Этот уровень доступен школьникам старшего возраста, хотя и не является обязательным.

На пятом уровне достигается отвлечение от конкретной природы объектов и конкретного смысла отношений, связывающих эти объекты. Человек, мыслящий на этом уровне, развивает теорию вне всякой конкретной интерпретации.

Переход одного уровня к другому осуществляется постепенно и последовательно. При этом элементы более высокого уровня зарождаются внутри предшествующего, появляются до того, как осуществлен переход к новому уровню. Причем после этого перехода происходит частое возвращение к более низкому уровню с целью обеспечения лучшего понимания изучаемых на новом уровне вопросов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)