Понятие предмета правового регулирования отрасли оперативно-розыскного права

Одним из главных критериев дифференциации права на отрасли отечественная юридическая наука считает такое основание, как предмет правового регулирования.

В теории права большинством ученых под предметом правового регулирования понимаются определенного рода общественные отношения, наделенные специфическими признаками, важнейшим из которых является нормативность, т.е. закрепление этих отношений в нормах права.

Общепризнанное понятие предмета правового регулирования дано С.С. Алексеевым. Под предметом правового регулирования он понимает общественные отношения, которые объективно, по своей природе могут поддаваться нормативно организационному воздействию и в существующих социально-политических условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм и всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования.

Основным назначением предмета правового регулирования отрасли права принято считать необходимость систематизации права на определенные структурные элементы, в частности на отрасли права.

Придерживаясь взглядов правоведов на отрасль права, как «совокупность правовых норм, специфическим образом регулирующих качественно однородную группу общественных отношений», можно дать общее определение предмета правового регулирования отрасли. В частности, предмет правового регулирования — это специфическая, качественно однородная группа общественных отношений, закрепленная в нормах права.

С этих позиций, возвращаясь к нормам оперативно-розыскного права, можно сделать вывод, что если регулируемые ими общественные отношения являются специфическими, отличными от аналогов, являющихся предметом традиционных отраслей права, то имеются основания считать совокупность этих норм правовой отраслью.

Для того, чтобы раскрыть специфику оперативно-розыскных правоотношений, тем самым выяснив наличие или отсутствие признаков, указывающих на возможность выделения предмета правового регулирования отрасли оперативно-розыскного права, необходимо знать, какие элементы входят в содержание правоотношений.

В качестве основных структурных элементов правоотношений в юридической науке принято выделять: субъекты, субъективные права и обязанности, объекты и юридические факты, порождающие эти отношения.

Любое правовое отношение, как и любое общественное отношение, предполагает наличие взаимосвязи, взаимозависимости, возникающей между ее субъекта ми на основании их субъективных прав и юридических обязанностей. В этой связи в структуре правоотношений важнейшее место отводится их субъектам.

Субъектами правоотношений могут выступать физические лица (граждане) и юридические лица (коллективные образования), обладающие определенными юридическими свойствами, предоставленными нормами права, а именно правоспособностью и дееспособностью.

Основываясь на изложенных теоретических положениях, можно дать понятие субъекта оперативно-розыскных отношений. В качестве последнего следует понимать физическое и (или) юридическое лицо, для которого законодатель предусмотрел возможность иметь и осуществлять субъективные права, а также нести и выполнять юридические обязанности в сфере осуществления ОРД.

В теории ОРД вопрос об их классификации является достаточно дискуссионным. В частности, до сих пор нет общепризнанного перечня субъектов рассматриваемых отношений.

Основной причиной этого является то, что о большинстве субъектов оперативно-розыскных правоотношений ФЗ «Об ОРД» говорит очень лаконично. Он закрепляет в своих нормах факт наличия таких субъектов, но при этом не раскрывает их правовой статус в сфере применения норм оперативно-розыскного законодательства.

Интересно
Так, в ФЗ «Об ОРД» упомянуто около 50 физических и юридических лиц, которые, в той или иной степени, по смыслу указанного закона, могут вступать в определенные отношения в сфере нормативного регулирования ОРД. Из них примерно в 30 случаях — это физические лица, а 20 — юридические лица. При этом права и обязанности указанных субъектов в ФЗ «Об ОРД» детально перечислены только для органов, осуществляющих ОРД (ст.ст. 14, 15, 16 ФЗ «Об ОРД»), и в какой-то мере — для лиц, содействующих данным органам (ст.ст. 17, 18 ФЗ «Об ОРД»).

Права и обязанности других субъектов, применительно к ОРД, в законе четко не выделены и во многих случаях в контексте рассматриваемого вопроса нормы ФЗ «Об ОРД» носят сугубо бланкетный характер, заставляя правоприменителей обращаться к другим нормативно-правовым актам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)