Административно-правовые отношения в ОРД

В юридической науке вопрос о том, что в сфере правового регулирования ОРД присутствуют административные отношения, в принципе не подвергался сомнению.

Мало того ряд авторов как до появления специальных оперативно-розыскных законов, так и после их появления утверждали и утверждают, что отношения, возникающие в ходе осуществления ОРД, преимущественно следует относить к административно-правовым.

В этой связи следует подробнее остановиться на данном вопросе.

Административное право регулирует отношения органов государственного управления между собой, с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами в процессе государственного управления.

В этой отрасли выделяют внутриаппартные отношения, которые возникают на основе норм, регулирующих внутреннюю организацию деятельности органов исполнительной власти; внеаппаратные отношения, определяющие взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, а также с гражданами; отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства.

Административное право подразделяется на материальное и процессуальное.

Процессуальная часть административного права содержит в себе:

  • предписания, обеспечивающие порядок реализации норм о государственном управлении, внутриорганизационной и контрольно-надзорной деятельности;
  • установления, обеспечивающие нормы о правонарушениях и регулирующие административно-юрисдикционный процесс.

Последний вид объединяет:

  • нормы о порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений;
  • нормы о порядке привлечения к дисциплинарной ответственности;
  • нормы о порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Указанные теоретические положения позволяют объяснить мнения о преимущественно административном характере правоотношений в сфере ОРД, а также выделить административные отношения, возникающие на основе норм ФЗ «Об ОРД».

Как ранее уже говорилось, в советский период истории развития правовых основ ОРД данная деятельность регламентировалась ведомственными нормативно-правовыми актами: приказами, инструкциями, наставлениями и т.д.

Интересно
Специфика их содержания заключалась в том, что в большей своей части они закрепляли не строго определенную процедуру проведения конкретного ОРМ, а внутреннюю организацию деятельности органов, осуществляющих ОРД, систему и структуру оперативных подразделений, их информационное обеспечение, планирование деятельности, оценку результатов деятельности, порядок взаимодействия, внутриведомственный контроль и т.д.

В них достаточно подробно регламентировался порядок привлечения граждан к конфиденциальному содействию и руководству ими, а также отдельные тактические моменты применения некоторых методов ОРД, носившие скорее рекомендательный характер. Допускалось применение оперативно-розыскных сил, средств и методов как для выявления административных, так и уголовных правонарушений, а также для обеспечения соблюдения различных административных режимов: выезда за пределы страны; допуска к государственной тайне; допуска на определенные территории и объекты и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)