Оперативно-розыскное право в системе отраслей права криминального цикла

Отрасль права представляет собой не случайный набор составляющих ее норм и институтов, а целостное взаимосвязанное образование. Поэтому в зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права свое определенное положение.

Так как сфера регулирования зарождающейся отрасли оперативно-розыскного права лежит в плоскости борьбы с преступностью, то именно этот факт и должен предопределять ее место в системе отраслей права, входящих в группу отраслей криминального цикла.

Как известно, система выделяется из среды благодаря наличию некоторого качества, которое определяется ее функциями. Сам факт выделения системы (из среды) является свидетельством наличия эмерджентного свойства, приводящего к данному качеству.

Эмерджентность означает несводимость свойств системы к сумме ее элементов2. Исходя из такой позиции, органическое включение оперативно-розыскного права в систему отраслей права криминального цикла должно существенно влиять на свойства всей системы, т.е. в системе отраслей права криминального цикла должно возникнуть новое эмерджентное свойство.

При этом нами выдвигается тезис о том, что образование оперативно-розыскного права как самостоятельной отрасли права должно положительно и качественно повлиять на эффективность правового регулирования системы отраслей права криминального цикла в целом.

Интересно
Чтобы говорить о том, что образование отрасли оперативно-розыскного права позволит повлиять на эффективность всей системы отраслей права криминального цикла, необходимо представлять ее роль в данной системе. Для решения подобных задач в юридической науке нередко используется метод моделирования, являющийся одним из инструментов познания. При этом следует отметить, что в  праве построение моделей всегда носит достаточно субъективный характер, так как этот процесс тесно «привязан» к целям и задачам конкретного исследования.

Посредством указанного метода возможно отыскать и определить идеальное место оперативно-розыскного права в системе отраслей права криминального цикла и специфику его отраслевых связей.

В романо-германской правовой семье построение системы права обусловлено иерархичным делением ее на составные элементы.

По мнению С.С. Алексеева, систему права в целом можно охарактеризовать как базирующиеся на одной основе и исходящие из нескольких автономных центров ряд ветвей, частично перекрещивающихся пирамид, образующих единый правовой организм.

Каждый элемент системы права в идеальном ее состоянии должен быть подчинен общей цели правового регулирования и находится в тесных отношениях и связях с другими элементами, образуя единую структуру с прямыми и обратными связями. Когда говорим о системе, используя при этом структурно-функциональный подход, то структура права представляется в виде иерархически расположенных элементов. При этом иерархия уровня обусловлена функцией элементов в совокупности с целью всей системы.

Взаимосвязь элементов системы отраслей права и законодательства, осуществляющих функцию борьбы с преступностью, изучена достаточно подробно в юридической литературе, поэтому, моделируя правовую систему, элементом которой является оперативно-розыскное право, мы будем использовать имеющиеся в теории наработки.

Исходя из системного подхода к структуре отраслей права, можно заключить: центральное и верховное место в иерархии отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью, занимает уголовное право. Это объясняется тем, что, исходя из смысла ч. 1 ст. 3 УК РФ, только нормами уголовного права определяется круг общественно опасных и объявляемых преступными деяний, а также виды и размеры наказаний, применяемых за совершение таких деяний, условия их назначения.

Иными словами, уголовное право задает первичный импульс для возникновения оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных отношений, а позже и для уголовно-исполнительных, описывает основания возникновения процессуальных отношений.

Ведущий статус уголовного права в рассматриваемой системе, как материальной отрасли, обусловливается закреплением им общих целей для данной правовой системы.

При этом, несмотря на то, что вопрос о целях уголовного закона до настоящего времени является спорным, но, по мнению Р.В. Скоморохова и В.Н. Шиханова, «…в настоящее время известны задачи уголовного закона, поставленные, в частности, перед его охранительными нормами. В своей совокупности они отражают параметры цели и имеют легальное определение: это защита тех общественных отношений, которые поставлены под охрану Уголовного кодекса Российской Федерации, а также предупреждение совершения новых преступлений».

По мнению Н.И. Пикурова, совокупность правовых норм другой отраслевой принадлежности, с которыми связано уголовное право, образует его нормативную инфраструктуру. Особенностью последней является то, что лишь малая их часть имеет прямое отношение к обеспечению уголовного права.

К таким отраслям относятся уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право, а также нормы отраслей и подотраслей права, обеспечивающих деятельность правоохранительных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, например, нормы оперативно-розыскного законодательства. Подавляющее же большинство связанных с уголовным правом правовых норм имеет свое собственное предназначение независимое от функций уголовного права.

Уголовное право, являясь материальной отраслью, неразрывно связано с процессуальным правом. Уголовно-процессуальное право является не только условием, без которого материальное право не перейдет в действительность, но и средством упорядочения и организации общественных отношений.

Таким образом, материальное право регулирует основные общественные отношения, процессуальное обеспечивает их правовую защиту. Поскольку уголовное право не может работать само по себе, постольку в системе необходимы механизмы по его реализации, например, механизмы по обнаружению и установлению признаков состава преступления. При этом должны устанавливаться и соблюдаться гарантии правильного применения материальных уголовных норм, исключающие возможность их неправомерного применения.

Последняя роль как раз и отводится процессуальным отраслям права. Именно они регламентируют процедуру проверки причастности лиц к преступному деянию и они же устанавливают принципы, обеспечивающие объективность и беспристрастность таких проверок, а также правила назначения и применения наказания. В этом проявляется системное единство уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, а также формирующегося оперативно-розыскного права.

Сравнительный анализ уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства позволяет сделать вывод о том, что образуемые на их основе отрасли права являются процессуальными элементами системы. Они в совокупности направлены на обеспечение применения норм уголовного закона, точнее — правильную квалификацию деяния, сбор доказательственной информации для этого, а в итоге — принятие правового решения по преступлению.

При этом как оперативно-розыскное, так и уголовно-процессуальное законодательство регламентирует свои собственные формы, силы, методы добывания, проверки и использования информации о преступлении. Наличие же специфических отраслевых особенностей в виде предмета и метода правового регулирования указывает на уникальную функциональную характеристику данных правовых образований, не позволяющих говорить, например, о том, что оперативно-розыскное право является подотраслью уголовно-процессуального права, или наоборот.

Тем не менее, безусловно, окончательная реализация целей и задач уголовного закона осуществляется в ходе уголовного процесса.

Решение таких задач, как выявление, пресечение и раскрытие преступлений осуществляется в рамках предварительного расследования посредством проведения следственных (иных процессуальных действий) и при необходимости — ОРМ. Эффективность выполнения этих задач также обеспечивается применением криминалистических знаний и методик.

Уголовно-процессуальное право во исполнение задач уголовного закона регулируют отношения между органами дознания, следствия, прокуратуры, суда и гражданами в связи с разрешением вопросов возбуждения уголовного дела, предварительного расследования, рассмотрения и разрешения уголовного дела в суде, постановления и исполнения приговора и др. Его нормы определяют порядок официального признания фактов как значимых для их уголовно-правовой оценки, для подготовки и принятия законного, обоснованного и справедливого решения по делу.

При этом ключевыми моментами в соотношении уголовного процесса (и одноименной отрасли права) и уголовного права являются вопросы оснований привлечения к уголовной ответственности, предмета доказывания, освобождения от уголовной ответственности и назначения наказания.

Оперативно-розыскное законодательство, регламентируя набор специальных гласных и негласных сил, средств и методов, позволяет правоприменителям осуществлять выявление и документирование преступной деятельности, в частности фактов совершения латентных и неочевидных преступлений, направлять ход расследования, обеспечивать фиксацию того, что в дальнейшем послужит доказательством. Кроме этого, полученные результаты ОРД могут позволить дать точную квалификацию содеянного, а также обеспечить процесс правоприменения.

Уголовно-исполнительное право в изучаемой системе также направлено на реализацию норм уголовного права, но лишь в части применения методов принуждения в отношении лица, признанного по приговору суда виновным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)