Понятие и сущность цены

Цена – одно из основных понятий и элементов рыночной экономики. Это сложная категория, в которой пересекаются все основные проблемы развития не только экономики, но и общества в целом. Главным образом это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, распределению и использованию валового внутреннего продукта и национального дохода.

В настоящее время существует две теории цены: затратная и ценностная теория полезности.

Согласно затратной теории, цена формируется на основе затрат, пошедших на производство товара (при его изготовлении, т.е. на предприятии) и представляет собой денежное выражение его стоимости. В данном случае цена, учитывая лишь затраты, абсолютно не связана с рыночной ситуацией.

По теории полезности цена является количественным критерием того, насколько покупателю необходим (ценен для него) данный товар, и формируется она при его реализации (на рынке). При этом цена не учитывает затрат на производство, т.к. покупателя это абсолютно не интересует.

Таким образом, цена определяется как денежное выражение стоимости товара с точки зрения затратной теории, и как денежное выражение ценности товара с точки зрения теории ценностной.

Аналогичным образом, ценообразование, представляющее собой процесс формирования цены, также существует в виде двух систем: централизованной, устанавливающей цены государственными органами на основе издержек производства продукции, и рыночной, где цены складываются на базе взаимодействия спроса и предложения.

Эти обе теории цены связаны спросом-предложением: продавец, устанавливая цену, компенсирует затраты, что выражает стоимость товара; покупатель же, приобретая его, оценивает товар исходя из его полезности (необходимости, для него, т. е. ценности). Таким образом, те же спрос-предложение связывают также «стоимость» и «цену» – ключевые понятия обеих теорий цены.

В итоге спор между двумя ценовыми концепциями сводится к следующему: что же определяет цену товара – его стоимость (предложение), или его ценность (спрос)? В современной экономической теории эти оба подхода к ценообразованию совмещены: стоимость товара (объективная категория) сочетается с его ценой (категорией субъективной).

Стоимость – количество затрат на производство товара – является потребностью и реальностью рыночной экономики: процесс формирования затрат осуществляется на основе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с производством товаров. Это заставляет считать стоимость категорией объективной.

Возмещаются же затраты, составляющие стоимость товара, за счет дохода, полученного от реализации, который в зависимости от рыночной ситуации может быть различен (что, в свою очередь, позволяет считать цену продажи товара категорией субъективной), но обязан быть выше стоимости. В противном случае (когда стоимость превышает цену), предприятия, не обеспечивающие таких условий, прекращают свое существование и сменяются другими, имеющими более низкие затраты на производство продукции.

Таким образом, при затратном ценообразовании, существовавшем в стране до 1992 г., цена товара определялась как денежное выражение его стоимости. Она формировалась на основе себестоимости продукции, и это происходило в сфере производства – на предприятии. Рынка в современном его понимании при затратном ценообразовании в силу тогдашнего всеобщего дефицита товаров практически не существовало, и он не мог играть роли в установлении цен.

Интересно
Правильность стоимостного подхода к формированию цены была поставлена под сомнение при развитии рыночных отношений, когда высокий уровень инфляции привел к резкому росту цен на товары без изменения их стоимости. При этом цены стали зависеть главным образом от спроса-предложения практически без учета затрат на производство товара. Это и явилось одной из главных причин экономического кризиса первой половины 90-х годов.

Для ценообразования в рыночной экономике характерно то, что цены на товары определяются их собственниками и устанавливаются в сфере их реализации (на рынке) под влиянием спроса-предложения. В условиях рынка формирование цен происходит под действием стратегического и тактического факторов.

Стратегический фактор проявляется в том, что цена формируется на основе себестоимости продукции, поэтому им руководствуются высокоразвитые, технически оснащенные предприятия. Они выигрывают, снижая затраты на ее производство за счет использования новых технологий, современной техники, последних достижений в организации труда.

Стратегический фактор является фактором долговременного, перспективного действия. Тактический фактор связан с тем, что цены на товары формируются под влиянием рынка. Поскольку конъюнктурные изменения спроса-предложения высоки, это – фактор, постоянно меняющийся.

Тактический фактор используют предприятия, имеющие развитые маркетинговые службы, гибкую инфраструктуру, высококвалифицированные кадры, доступ к рыночной информации. Они выигрывают, используя конъюнктуру рынка (выбирают рынки с благоприятным для них уровнем цен).

Естественно, что наибольший выигрыш на рынке получают предприятия, использующие в своей деятельности оба фактора. Сформированная на рынке цена товара находится в рамках определенных значений, границы которых соответствуют нижнему и верхнему пределам цены.

Нижним пределом цены называется ее величина, соответствующая сложившейся рентабельности предприятия. Реализация продукции по цене, меньшей ее нижнего предела, приведет к снижению уровня эффективности производства: предприятие недополучит прибыль (снижение в этих условиях цены до величины, меньшей себестоимости продукции, приведет к убытку для предприятия).

Верхний предел цены – максимально возможная ее величина, которой предприятие будет располагать при наиболее благоприятной конъюнктуре рынка.

Система нижнего и верхнего пределов цены, по сути, связывает два метода формирования цены: затратный и рыночный. Если нижний предел цены рассчитывается исходя из себестоимости продукции, то верхний устанавливается под влиянием спроса-предложения. Следовательно, можно сказать, что цена товара в условиях рынка формируется затратным методом, но учитывает спрос-предложение.

Ситуация, при которой цена, сложившаяся на рынке, будет ниже, чем себестоимость продукции (верхний предел цены будет ниже нижнего), поставит предприятие перед выбором: либо всеми способами снижать себестоимость продукции, либо прекратить ее производство. В последнем случае освободившаяся ниша рынка тотчас будет заполнена аналогичным товаром другого производителя.

Таким образом, верхний предел цены выражает степень потребности покупателя в товаре, т.е. все то, что олицетворяет его полезность (ценность). Манипулирование уровнем цены товара между нижним и верхним ее пределами позволяет предприятию без ущерба для его функционирования делать различного рода скидки. Это может иметь место, например, в случаях быстрого высвобождения денежных средств, реализации скоропортящейся продукции, несезонных товаров и пр.

Интересно
Необходимо заметить, что государственные органы могут вмешиваться в ценообразование, однако это имеет место лишь для определенного вида товаров продукция особой значимости, предприятий монополистов и т.п.

Таким образом, рыночные цены устанавливаются по соглашению сторон, участвующих в обмене товаров. Такие цены называются договорными, или свободными, и переход к ним, как было показано выше (см. раздел 1.2.), должен быть постепенным и контролируемым.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)