Эластичность спроса и предложения

Эластичность – математическая категория, относящаяся к паре взаимосвязанных величин и характеризующая размер изменения одной переменной в зависимости от изменения другой. Применительно к ценообразованию пользуются в основном ценовой эластичностью, т.е. изучают изменение различных факторов под влиянием изменения цены. Чаще всего этими факторами являются объемы спроса и предложения, поэтому ограничимся рассмотрением ценовой эластичности спроса и предложения (эластичностью спроса и предложения по цене).

Наиболее важна ценовая эластичность спроса, показывающая, в какой степени изменение цены влияет на объем продаж. Значительные изменения количества приобретаемых товаров при небольших изменениях цены указывают на эластичный спрос, обратная картина – на неэластичный спрос. Такая качественная оценка эластичности спроса может быть проиллюстрирована графически – кривой спроса: чем круче кривая, тем менее эластичен спрос и наоборот.

Количественно эластичность характеризуется с помощью коэффициента эластичности. Коэффициент ценовой эластичности спроса (коэффициент эластичности спроса по цене) Эс равен отношению относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько процентов изменился объем спроса на товар при изменении его цены на 1%:

В формуле определения Эс в качестве величин Q и Р могут быть взяты как Q1 и Р1, так и Q2 и Р2; при этом, однако, значения Эс будут различаться. Поэтому чаще всего Q и Р используют как средние арифметические из Q1 и Q2 и Р1 и Р2 соответственно, т.е.:

В этом случае речь идет о средней ценовой эластичности спроса в интервале ΔР, равной:

Анализ формулы показывает, что при Эc – 1 спрос эластичен, при Эc – 1 – неэластичен. Необходимо отметить, что при этом принимается абсолютная величина значения Эc (в этом случае зависимость Q от Р обратная). Аналогичные расчеты справедливы и для ценовой эластичности предложения (здесь зависимость Q от Р прямая).

Знание эластичности спроса дает возможность предпринимателю управлять ценами: при Эc – 1 целесообразно повышать цены, т.к. объем продаж уменьшится незначительно, а выручка вырастет с увеличением цены; при Эc – 1 даже небольшое увеличение цен приведет к резкому уменьшению объема продаж, т.е. к снижению выручки. В последнем случае цены даже целесообразнее снизить: при этом рост выручки обеспечится за счет увеличения объема продаж.

В заключение приведем основные группы товаров неэластичного спроса по цене:

  • товары первой необходимости (хлеб, электроэнергия, жилье);
  • товары, которым нет замены (молоко, лекарства);
  • товары относительно недорогие (соль, спички);
  • товары, приобретаемые из-за отсутствия выбора.

По большому счету деление товаров неэластичного спроса на перечисленные группы условно: товары, приведенные в качестве примеров, практически могут относиться к любой группе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)