Функции цены

Цена является одним из самых эффективных инструментов вмешательства государства в народное хозяйство и регулирования экономических процессов. Под функциями цены понимается ее роль в хозяйственной жизни страны и во взаимоотношениях с различными экономическими категориями и явлениями.

Цене присущи следующие основные функции:

  1. Учетная (учетно-аналитическая). Выполняя эту функцию, цена учитывает и измеряет затраты общественного труда в товаре и определяется денежным выражением его стоимости. Оценивая при этом и размер прибыли, цена показывает эффективность производства продукции.
  2. Стимулирующая. Эта функция проявляется в том, что цены развивают или сдерживают производство и потребление различных товаров. Влияние цены на производство осуществляется через величину заключенной в ней прибыли, на потребление – через многочисленную систему льгот и скидок. Высокая цена товара способствует развитию и расширению его производства (за счет высокой прибыли производителя), но сдерживает его спрос; низкая цена, напротив, сокращает выпуск, но увеличивает потребление. Можно сказать, что низкий уровень розничных цен служит стимулом к применению более экономичных методов производства и более эффективному использованию ресурсов.
  3. Распределительная (перераспределительная). Эта функция связана с тем, что цены на многие товары и услуги значительно отличаются от их стоимости за счет того, что включают косвенные налоги, могут быть льготными, дифференцируются для предприятий различных форм собственности, потребителей разных социальных групп и т.п. Она проявляется в том, что цены участвуют в перераспределении вновь созданной стоимости (по большому счету национального дохода) между отраслями и секторами экономики, регионами страны, формами собственности, фондами потребления и накопления, социальными группами населения. Формой перераспределения национального дохода является отклонение цены от стоимости (высокие цены на отдельные группы товаров образуются за счет включения в них косвенных налогов, низкие – с учетом компенсаций, дотаций, льгот, скидок), инструментом – федеральный и местные бюджеты.

Особое значение имеет реализация перераспределительной функции цены в случае розничных цен: при этом через систему розничной торговли могут быть созданы благоприятные условия для потребления товаров и услуг, связанных со здравоохранением, образованием, просвещением, воспитанием детей и т.п., а также для повышения жизненного уровня отдельных слоев населения.

Таким образом, за счет высокоприбыльных отраслей экономики поддерживаются убыточные и низкоприбыльные, за счет социальных групп потребителей с высокими доходами – малоимущие слои населения, за счет богатых регионов – бедные. Этим распределительная функция цены способствует выравниванию экономического и социального развития отраслей и регионов.

Казалось бы, этот вывод позволяет во многом отождествить данную функцию цены с ее стимулирующей функцией, однако их сходство состоит только в том, что обе предполагают лишь дифференциацию чистого дохода в цене. Если стимулирующая функция поощряет этим доходом производителя, побуждая его повышать качество продукции, увеличивать объемы ее производства и т.п., то перераспределительная, связанная с воздействием государственных органов на уровень и структуру цен, выражает интересы государства.

4. Регулирующая (баланс между спросом и предложением). Данная функция уравновешивает спрос и предложение через денежноплатежную способность производителя и потребителя. Роль этой функции цены является доминирующей при рыночных отношениях, особенно на рынке совершенной конкуренции, поскольку равновесная цена, выравнивающая спрос и предложение, устанавливается здесь стихийно.

Интересно
На рынках других типов регулирующая функция цены проявляется в меньшей степени (например, в условиях монополистической конкуренции производитель при дефиците товара вместо увеличения предложения может повысить цену, и, наоборот, при затоваривании – уменьшить предложение вместо снижения цены).

Благодаря этой функции цены на одноименные товары различаются по регионам, сезонам, социальным группам покупателей. Более того, цена на один и тот же товар в одном и том же месте в одно и то же время может быть различна. Поскольку в условиях рынка цена каждого производственного ресурса реагирует на изменение спроса и предложения производимого из него товара, регулирующая функция цены позволяет для конкретного производства делать выбор такого ресурса, использование которого позволяет производить продукцию при минимуме издержек.

5. Цена как средство рационального размещения производства. Данная функция цены проявляется в том, что хозяйствующие субъекты, деятельность которых обеспечивает им высокие прибыли, стремятся инвестировать капиталы в секторы экономики, виды производств и регионы, позволяющие им получать еще более высокие прибыли.

Поскольку в современной отечественной экономике такой переток крупных денежных средств весьма ограничен (речь здесь идет о крупных долгосрочных инвестициях, представляющих собой вложения под большие проценты, что, безусловно, связано с вывозом капиталов за рубеж), эта функция цены может реализовываться только в экономически развитых государствах.

В нашем случае свободные денежные средства вкладываются в основном в торгово-закупочную деятельность здесь, как правило, объемы вложений и сроки невелики, норма прибыли невысока.

Все функции цены, проявляющиеся при конкретном уровне развития общества, взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)