Себестоимость как основа цены

Себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат предприятия на ее производство и реализацию. Будучи экономически самостоятельным субъектом, предприятие, наряду с основным видом своей деятельности – производством продукции (что является экономическим назначением предприятия), – может заниматься и другими (экологической, внешнеэкономической, посреднической и пр.). При этом каждый вид его деятельности сопровождается соответствующими затратами, основными из которых безусловно являются те, которые связанны с производством продукции.

Интересно
Затраты, образующие себестоимость произведенной продукции, называются текущими. До 31.12.01 г. учет текущих затрат регулировался Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 552 от 05.08.92 г. с последующими изменениями и дополнениями.

С 01.01.02 г. порядок формирования себестоимости не регламентируется государственными органами (за исключением вопросов, относящихся к налогообложению прибыли), поэтому предприятия с этого времени формируют ее согласно группировке расходов на производство и реализацию продукции, установленной в главе 25 Налогового кодекса РФ.

К основным элементам текущих затрат относятся:

  1. Материальные затраты (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, энергия, тара, инструмент).
  2. Затраты на оплату труда (заработная плата работников, надбавки, доплаты, премии, вознаграждения, оплата отпусков, стоимость продукции, выдаваемой в виде натуральной оплаты).
  3. Суммы начисленной амортизации.
  4. Отчисления на социальные нужды (в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования).
  5. Прочие расходы, в круг которых, в частности, входят:
  • суммы некоторых налогов (земельный налог, налог на имущество предприятий, транспортный налог и пр.);
  • расходы на сертификацию продукции и услуг; в) арендные и лизинговые платежи;
  • расходы по охране окружающей среды для продукции отраслей, наносящих ей ущерб;
  • оплата процентов банковского кредита;
  • расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг;
  • непроизводительные расходы.

Расходы, входящие в последнюю статью «прочих», включаются в себестоимость не полностью, а в пределах установленных норм и нормативов (на рекламу, командировки, представительские, технологические отходы, потери товаров, содержание служебного автотранспорта и т.п.).

Не могут быть включены в себестоимость следующие затраты предприятия:

  1. Затраты по устранению недоделок и исправлению дефектов и повреждений в строительстве.
  2. Затраты капитального характера, связанные с созданием новых и совершенствованием используемых технологий и повышением качества продукции.
  3. Платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязнений в окружающую среду.
  4. Затраты, связанные с ревизией или аудиторской проверкой финансовой деятельности предприятия, проводимых по инициативе учредителей.
  5. Расходы, связанные с содержанием учебных заведений.
  6. Оплата процентов по просроченным ссудам.
  7. Расходы, не подтвержденные документально.

Часто для удобства формирования и расчета цен на одноименные товары и услуги используются следующие усредненные виды себестоимости:

  1. Среднеотраслевая, применяемая при расчете цен продукции предприятий, имеющих централизованное управление.
  2. Зональная (территориальная), используемая при расчете цен продукции предприятий территориального (областного, краевого, муниципального) подчинения.
  3. Административно-управленческая, применяемая для продукции крупных объединений предприятий.

На основе себестоимости продукции определяется ее оптовая цена изготовителя (производителя, предприятия) Цопт (нижний предел цены). Эта цена рассчитывается из рентабельности продукции r – показателя, характеризующего прибыльность производственной деятельности предприятия, численно равного прибыли П, приходящейся на 1 руб. затрат С:

Себестоимость как основа цены

где r – рентабельность продукции (в долях единицы).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)