Постановка целей ценообразования

Основной и конечной целью ценовой политики хозяйствующих субъектов рыночной экономики является получение максимальной прибыли, однако на различных этапах своей деятельности ими могут быть выдвинуты и другие, являющиеся промежуточными, способствующими достижению главной.

Осуществление этих «временных» целей возможно в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поскольку тот или иной уровень цен может по-разному воздействовать на достижение тех или иных результатов (размер прибыли, величину оборота, долю участия в рынке и т.п.), в условиях «спокойной работы» предприятие вполне может одновременно сочетать несколько промежуточных целей. В экстремальных же случаях преобладает какая-то одна цель предпринимательской деятельности.

Основными «временными» целями ценовой политики являются:

  1. Обеспечение существования предприятия на рынке. При этом, поступаясь прибылью, производитель, чтобы продолжать выпуск продукции и ее реализацию, снижает цены. Если в данном случае стоит вопрос о выживании предприятия, пределом снижения цены является ее уровень, компенсирующий лишь издержки производства. Данная цель ценовой политики может рассматриваться только как краткосрочная.
  2. Максимальное увеличение сбыта. Производитель, учитывая реакцию рынка на уровень цены, устанавливает цены как можно ниже (политика «наступления на рынок»). При этом в конечном итоге увеличение сбыта должно привести к снижению удельных издержек и, как следствие, – к повышению прибыли.

Такая политика, однако, приводит к положительному результату в следующих случаях:

  • при очень высокой чувствительности рынка к ценам;
  • если расширение объемов производства позволяет снижать издержки при изготовлении и реализации продукции;
  • когда конкуренты не последуют аналогичному приему.

3. Максимальное увеличение оборота. Оптимальный уровень цены, соответствующий максимизации оборота, определяется в основном спросом, для увеличения которого производитель устанавливает для посредников комиссионные, связанные с объемом сбыта. В долгосрочной перспективе максимизация оборота может обеспечить достаточно высокие уровень прибыли и долю участия в рынке.

4. Лидерство в качестве. Данную долгосрочную цель преследуют предприятия, поддерживающие репутацию производителей высококачественной продукции.

Естественно, для покрытия высоких издержек, связанных с повышением качества, такие предприятия устанавливают высокие цены на товар, что не способствует увеличению их оборота (особенно на начальном этапе их деятельности) и, соответственно, – максимизации прибыли. Следовать такой цели могут себе позволить лишь крупные раз витые предприятия, готовые ради престижа поступиться получением высоких прибылей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)