Понятие и сущность адаптации в организации
Одним из важных аспектов социальной жизни человека является профессиональная деятельность, участие в которой не только делает человека полноценным членом социума, но и позволяет удовлетворять основные потребности, прежде всего, социальные, в том числе — в общественном признании и в самоактуализации.
Адаптация сотрудников в организации является одним из важных направлений работы психолога. Данный процесс распространяется на новых сотрудников (первичная адаптация) и не только (вторичная адаптация при смене должности).
Успешное управление адаптацией обеспечивает организации оптимизацию затрат на персонал (личный состав) и обусловлено особенностями деятельности организации и ее социальной среды.
Теория психологической адаптации развивается в русле различных психологических подходов и направлений. Исследования адаптации имеют длительную историю и берут свое начало из естественных наук: биологии, физиологии, медицины.
Значительно позже понятие адаптации было перенесено в социологию и психологию.
Сам термин «адаптация» имеет давнее происхождение и относится к общенаучным междисциплинарным понятиям. Он происходит от позднелатинского «adaptatio» (приспособление) и в широком смысле понимается как приспособление организма к изменяющимся условиям среды.
Таким образом, взаимная связь развития индивида (организма) и условий среды заложена изначально в самом термине.
Анализируя и обобщая концепции адаптации, предлагаемые разными науками, можно судить, что она рассматривается как явление, состояние, процесс, свойство, результат и динамическое образование.
Под адаптацией сотрудников в организации понимается выработка оптимального режима целенаправленного функционирования личности сотрудников.
При этом речь идет не только о приспособлении сотрудников к условиям организации как временной специфичной среде, к новым методам взаимодействия между людьми и нормам коллектива организации, но и об овладении нормами и функциями в рамках замещаемой должности.
Функция адаптации состоит в повышении уровня профессиональной и социальной активности сотрудника и включении его в деятельность, а также в следующем:
- В уменьшении стартовых издержек организации за счет уменьшения ошибок и скорейшего выхода сотрудника на нормальный режим работы.
- В сокращении текучести кадров, в частности, за счет не прошедших испытательный срок и уволившихся в первые 6–12 месяцев.
- В экономии времени руководителей и коллег, а также ресурсов организации, затрачиваемых на адаптацию новичка.
- В экономии средств на поиск и обучение новых сотрудников взамен неадаптировавшихся и покинувших организацию.
- В формировании лояльности новичка к организации (принятие ее норм и ценностей, видение своих перспектив в сотрудничестве с ней, удовлетворенность работой и взаимоотношениями с сотрудниками).
- В снижении уровня и сокращения длительности адаптационного стресса, позволяющего повысить удовлетворенность работой и организацией, а также общий уровень здоровья.
Адаптация сотрудников представляет собой процесс вхождения личности в совокупность ролей и форм деятельности в организации, процесс содержательного и творческого приспособления личности к особенностям избранной профессии и должности.
- Соответствующая программа сотрудника
- Управление карьерой
- Кадровая политика по мнению В.П. Чемекова
- Этапы карьерного развития по В.А. Чикеру
- Этапы карьеры по И.П. Лотовой
- Этапы и развитие профессиональной карьеры
- Разновидности карьер
- Определение понятия карьеры
- Методы повышения эффективности управленческих решений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу