Понятие и система конституционно-правового статуса человека

В самом общем виде конституционно-правовой статус человека можно определить как юридически закрепленное положение индивида в государственно-организованном обществе. Это комплексная категория, которая отражает отношения между личностью, обществом и государством.

В наибольшей мере указанный статус определяется системой установленных конституцией страны, гарантированных и обеспеченных государством принципов, прав, свобод, обязанностей, гарантий, в соответствии с которыми индивид как субъект права определяет свое поведение в государстве и обществе.

В систему элементов, определяющих конституционно-правовой статус личности, также включаются нормы, регулирующие принадлежность к государству, выраженную в категориях «гражданство» или «подданство».

Гражданство (подданство) как юридически оформленная принадлежность лица к определенному государству является важнейшим элементом правового статуса лица, главным условием распространения на него всей совокупности прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином. Принадлежность к государству гарантирует защиту личности как на территории своей страны, так и за ее пределами.

Гражданство (подданство) выступает необходимым условием полной правоспособности лица. 

Под принципами конституционно-правового статуса человека принято понимать закрепленные в основном законе государства всеобщие начала и основополагающие требования, на основе которых устанавливается конституционно-правовой статус человека.

К числу основополагающих принципов относятся:

  • неотчуждаемый и естественный характер основных прав и свобод личности;
  • соответствие прав и свобод личности международно-правовым стандартам, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров;
  • непосредственное действие прав и свобод;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод каждого;
  • гарантированность государством прав и свобод человека и гражданина;
  • единство (взаимосвязь) прав и обязанностей;
  • запрет использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Эти принципы отражают наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в государстве и обществе, основы его взаимоотношений с другими индивидами, и действуют во всех сферах общественных отношений.

Структурно конституционно-правовой статус человека состоит из шести основных элементов:

Конституционные права человека – это формально определенные и юридически обеспеченные государством возможности для индивида пользоваться социальными благами, вид и мера возможного поведения человека как личности, официально установленная в государственно-организованном обществе и корреспондированная обязанностями государства.

Рассмотрим признаки прав:

  • права выступают мерой возможного поведения. Мера означает определенный объем, в пределах которого человек волен действовать по своему усмотрению, что отличает право от произвола и вседозволенности. Возможное поведение означает наличие у субъекта свободного выбора совершить действие или воздержаться от него;
  • содержание и объем прав устанавливаются нормами права и определяются наступлением юридического факта;
  • возможность осуществления прав обеспечена обязанностями государства;
  • права предоставляются человеку для удовлетворения его потребностей и интересов;
  • наличие прав состоит не только в возможности, но и в реальном юридическом или фактическом поведении человека;
  • реализация прав возможна только в правоотношениях;
  • права обеспечены государством в форме конституционных и иных юридических гарантий.

Помимо прав человек обладает свободами, которые признаются государством в Основном законе. По своей правовой природе свободы, по сути, являются теми же правами, но с одним важным отличием – им не корреспондируются обязанности государства.

Предоставляя свободы, государство не столько наделяет человека определенным правом, сколько предоставляет ему возможность самостоятельно определить свое поведение в общественной жизни, сделать свободный выбор. Еще одно ключевое отличие предоставления свобод от наделения правами состоит в том, что поведение граждан в случае предоставления свободы не регламентируется, государство не устанавливает процедур для пользования ими, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства.

Достаточно четко отличие прав от свобод определил Л. Д. Воеводин: «основные права свидетельствуют о возможности получения каких-то социальных благ, то есть «право на…» получение чего-то. Свобода – это возможность избежать… воздействия со стороны государства. Свобода характеризуется независимостью от государства. Свобода от… цензуры, например».

Так, к примеру, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ).

В статье 34 Конституции закрепляется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Субъекту, обладающему свободами, никто не вправе указывать, какой именно выбор ему следует сделать, никто не может ограничить его. Только сам человек решает, как реализовать принадлежащую ему свободу.

Следует рассмотреть проблемные аспекты разграничения понятий «право» и «свобода» согласно Конституции РФ. Термин «свобода» употребляется в Конституции в двух контекстах «право свободно распоряжаться…» (например, ст.ст. 27, 34, 37 Конституции РФ) и «гарантируется свобода…» (например, ст.ст. 28, 29, 44 Конституции РФ). И отличие между этими формулировками весьма значительное.

В первом случае речь идет о праве, выраженном в наличии свободного выбора в рамках, установленных государством, т. е. это свобода, имеющая, тем не менее, определенные пределы, которые задает государство или общество, «условная свобода». Да, в соответствии со ст. 27 Конституции России каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Но при этом необходимо поставить компетентные органы в известность о своем местонахождении, в установленные сроки встать на учет по месту пребывания или жительства. Да, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 44 Конституции РФ). Но для многих профессий предусмотрены квалификационные требования, образовательные, возрастные и прочие цензы. Далеко не любой может стать летчиком, космонавтом, судьей, сотрудником правоохранительных органов.

Во втором случае свобода носит безусловный характер. Более того, государство еще и предоставляет гарантии на возможность воспользоваться этой свободой. Каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ), свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ).

И эти свободы уже не могут быть ограничены со стороны государства какими-либо рамками. Да, есть, например, ст. 280 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Но призыв и высказывание – это все-таки не одно и то же. В образовании могут быть установлены определенные требования, стандарты, но методику преподавания, «академическую» свободу преподавателя никто регламентировать не вправе.

Особое правовое понимание категории «свобода» позволяет государству избавиться от своих обязанностей по отношению к человеку. Например, Конституцией РФ не предусмотрено право человека на труд – есть лишь указание на право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ). В дальнейшем изложении свободы будут рассматриваться нами как разновидности прав.

Следует заметить, что большинство свобод выражено формулировками типа «право свободно распоряжаться», «право пользоваться» и т. д.

Конституционные обязанности человека – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, виды и меры должного поведения, официально предписанные в государственно-организованном обществе и осуществляемые в интересах государства.

Перечислим признаки обязанностей:

  • обязанности выступают мерой должного поведения. Мера означает определенный объем, в пределах которого человек должен действовать. Должное поведение означает, что у субъекта отсутствует свободный выбор между исполнением и неисполнением определенного действия, ему необходимо поступать именно так, как это установлено государством;
  • содержание и объем обязанностей устанавливаются нормами права и определяются наступлением юридического факта;
  • обязанности устанавливаются в интересах управомоченной стороны: государства, общества или отдельной личности;
  • обязанности – это не столько долженствование, сколько реальное фактическое и юридическое поведение субъекта;
  • обязанности возникают только в правоотношении;
  • обязанности обеспечены государством, неисполнение обязанностей влечет меры государственного принуждения.

Конституция РФ предусматривает небольшое число обязанностей по сравнению с правами и свободами.

В частности, в Конституции закреплены основные обязанности:

  • в ст. 15 – обязанность соблюдать Конституцию РФ и другие законы;
  • ст. 38 – обязанность заботиться о детях и о нетрудоспособных родителях;
  • ст. 43 – обязанность получить основное общее образование;
  • ст. 44 – обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
  • ст. 57 – обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
  • ст. 58 – обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
  • ст. 59 – обязанность защищать Отечество, в том числе нести военную службу.

Еще одним важным и редко упоминаемым элементом, определяющим конституционно-правовой статус человека, являются законные интересы. Остановимся на этом элементе подробнее. Законный интерес – абстрактный термин, который конкретно не определен законодателем, поскольку в правовых нормах нельзя заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и притязания индивида. При определении и защите законных интересов государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права, либо к расширенному толкованию правовых норм.

На общетеоретическом уровне этот термин только получает научную проработку. В общем виде под законным интересом понимаются социально значимые, юридически допустимые и индивидуально оправданные притязания человека на материальные и духовные блага, не охватываемые содержанием прав и свобод. Можно сказать, что законный интерес представляет собой разновидность права требования к государству о предоставлении социальных благ, которые государство должно, но не обязано предоставить. Следует отличать конституционные права и законные интересы, несмотря на то, что они имеют много общего.

Перечислим общие черты конституционных прав и законных интересов. Обе категории:

  • выступают в качестве самостоятельных элементов конституционно-правового статуса личности;
  • обусловлены материальными и духовными условиями жизни общества;
  • обеспечивают формирование и развитие социальных связей, обусловливают определенное сочетание личных и общественных интересов;
  • осуществляют регулирование общественных отношений, выступая средствами правового воздействия;
  • представляют собой юридические дозволения со стороны государства;
  • обеспечивают удовлетворение собственных интересов личности, выступая юридическими средствами (инструментами) реализации этих интересов и способами их правового опосредования;
  • имеют диспозитивный характер осуществления – субъект реализует их по своей воле;
  • осуществляются в такой форме реализации права как использование;
  • являются объектами правовой охраны и защиты, гарантируются государством;
  • выступают специфическим критерием законности и допустимости деяния.

Например, в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ прямо установлено, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Но есть и существенные различия между этими двумя правовыми категориями, которые состоят в следующем:

  • конституционные права и законные интересы не совпадают по своей сущности, они являются правовыми дозволениями различного рода. Конституционное право представляет собой дозволение, либо обеспеченное конкретной юридической обязанностью самого государства, либо гарантированное возможностью государственного принуждения.

Законный интерес – это правовое дозволение, которое не нуждается в юридически необходимом поведении других лиц как средстве своего обеспечения. Законный интерес – это юридическая дозволенность. Его можно считать предоставленной со стороны государства возможностью определенного поведения, отражающего разрешенность тех или иных действий. Это своего рода право, которое государство не обязано защищать, но в силу своего предназначения и при наличии к тому возможностей может защитить.

  • субъективное право и законный интерес не совпадают по содержанию. Субъективное право состоит из четырех элементов (правовых возможностей), а законный интерес – только из двух
    (право на фактические и юридические действия). Право требования отсутствует, поскольку отсутствует конкретное обязанное лицо. Нет и права притязания. Законный интерес – это простая незапрещенность стремиться получить определенное благо, допускаемая государством, а не твердо гарантированная возможность. Поэтому «правомочие притязания» выражается чаще всего в просьбе. От компетентного органа можно требовать лишь защиты своего законного интереса, но не принудительного его исполнения обязанной стороной.
  • субъективное право и законный интерес различаются по структуре механизма реализации. Субъективное право не может существовать без корреспондирующей ему обязанности. Это обеспечивает устранение препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов, которые отражены в субъективных правах. Законному интересу не соответствует четкая юридическая обязанность контрагента. При реализации законных интересов юридические обязанности не участвуют в нейтрализации имеющихся помех. В этой связи законный интерес часто называют «усеченным правом». Этому усеченному праву корреспондируется лишь предельно общая юридическая обязанность – признавать, уважать и не нарушать это правовое дозволение.
  • субъективное право – это возможность, позволяющая субъекту пользоваться благом в границах, строго установленных законом. Законный интерес – это тоже «возможность», позволяющая субъекту пользоваться благом, но уже не имеющая четких границ дозволенного поведения (вида и меры) и конкретной возможности требования определенных действий от других лиц.

Следовательно, законный интерес отличается от субъективного права своими сущностью, содержанием и структурой. Проследим это на конкретном примере. В соответствии с п. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суде решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ в случае, если он не принимал участия в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.

По смыслу данной статьи обжаловать решение общего собрания может только лицо, являющееся собственником на момент проведения собрания, если оно не приняло участия в собрании или голосовало против решения. Однако в судебной практике нередки случаи, когда истцом выступает лицо, которое стало собственником после проведения общего собрания.

Суды же обоснованно принимают исковые заявления таких лиц, поскольку решения, принятые на общем собрании собственников, в силу ч. 5 ст. 46 ЖК РФ являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании, затрагивая их законные интересы.

Таким образом, законный интерес, в отличие от субъективного права, есть простая правовая дозволенность, имеющая характер стремления, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и которая не обеспечена конкретной юридической обязанностью других лиц и правом требовать от них соответствующего поведения.

Конституционные гарантии – это правовые средства, обес- печивающие возможность реализации индивидом принадлежащих ему прав и свобод. Гарантии по форме выражения представляют собой те же права и свободы, но их отличие состоит в том, что они по своей природе носят процессуальный характер и раскрывают механизм реализации и защиты других субъективных прав и свобод, носящих материальный характер.

Гарантии делятся на политические, экономические, социальные, правовые. К политическим принято относить право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ); участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ).

Примером социальных гарантий может служить ст. 29 Конституции России: «каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом…

Гарантируется свобода массовой информации». Статья 28 Конституции РФ гарантирует свободу совести. Статья 39 Конституции предусматривает гарантии социального обеспечения. Статья 40 устанавливает гарантии неприкосновенности жилища. К экономическим гарантиям относятся ч. 3 ст. 35 Конституции РФ: «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Правовые гарантии предусмотрены целым комплексом конституционных норм, начиная со ст. 45 и заканчивая ст. 54 Конституции РФ.

Гарантии могут быть выражены и в форме обязанностей государства или иных уполномоченных органов. Например, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

Юридическая ответственность. Она состоит в исполнении лицом, совершившим правонарушение, обязанности претерпевать определенные меры государственного принуждения, выраженные в лишениях различного рода.

Признаки юридической ответственности:

  • является разновидностью юридической обязанности;
  • возникает за правонарушение;
  • предусмотрена санкцией юридической нормы;
  • выражается в применении мер государственного принуждения или возможности их применения;
  • характеризуется наступлением негативных последствий в форме определенных лишений личного, имущественного или организационного характера.
  • привлечение к юридической ответственности осуществляет государство в лице компетентных органов власти;
  • привлечение к юридической ответственности осуществляется только в строго установленном порядке и форме в ходе правоприменительной деятельности.

Принято различать три основных вида правового статуса личности: общий, групповой (специальный) и индивидуальный. Общий конституционный правовой статус – это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.

Общий конституционный правовой статус имеет следующие отличительные особенности:

  • опосредует наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальное существование как отдельного человека, так и государства в целом невозможно;
  • получает правовое закрепление в Основном законе государства, тем самым обладает высшей юридической силой и имеет повышенную государственно-правовую охрану;
  • носит всеобщий характер, обладание таким статусом не связано с наличием у лица какого-либо иного статуса;
  • является юридической базой для всех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо содержит исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений;
  • является одинаковым для всех граждан. Содержание такого статуса составляют права, свободы и обязанности, предоставленные государством всем и каждому;
  • выступает индикатором степени демократичности общества. Специальный статус отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих, участников войны и т. д.), которые имеют дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством.

Индивидуальный статус представляет собой совокупность индивидуальных прав и обязанностей конкретного лица с учетом его пола, возраста, семейного положения, занимаемой должности, стажа работы и т. д. Индивидуальный статус динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни лица переменами.

Названные виды статуса в жизни неразделимы. Каждый человек одновременно обладает всеми видами статуса, поскольку является неповторимой личностью и гражданином своего государства, принадлежит к какой-либо социальной группе. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов множество, индивидуальных – столько, сколько граждан.

Наряду с основными в теории выделяют:

  • привилегированный статус (статус с повышенными правовыми гарантиями). Например, у судей, депутатов, президента, дипломатов в иностранном государстве;
  • особый статус: статус физических и юридических лиц, иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев или вынужденных переселенцев.

Фактический статус личности определяется индивидуальными физическими или социальными характеристиками человека, которые имеют правовое значение и от которых зависит его юридический статус: возраст, пол, психическое состояние, национальность, принадлежность к определенному сословию (в государствах, где правовой статус зависит от этого).

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)